Атлас тибетской медицины

Лист 3

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 4, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

Лист 3 рис.1

Глава 4 «Диагностирование заболеваний». Глава посвящена в основном видам диагностирования, симптомам, которые сопровождают расстройства (дисбаланс) трех основных физиологических энергий, а также факторам, вызывающим эти расстройства. Диагностирование, говорит нирманический наставник Рикпэ Еше, обращаясь к риши Илэ Кье, является тем средством, с помощью которого врач получает сведения о внешнем и внутреннем состоянии организма пациента. Оно состоит из трех последовательных этапов: осмотра, прощупывания пульса и опроса, что схематически можно представить в виде основания дерева, символизирующего диагностирование в целом, с тремя отходящими от него стволами.

Осмотр, главным содержанием которого является обследование языка и мочи пациента, представлен на листе стволом с изображением врача, осматривающего больного. На этом стволе две ветви с тремя листами каждая. Первая ветвь (рис. 4) содержит характеристики наружного вида языка при дисбалансе „пневмы», «желчи» или «флегмы». При дисбалансе «пневмы» язык красный, сухой и шершавый. При дисбалансе «желчи» язык покрыт плотной пленкой светло-желтой слизи. При дисбалансе «флегмы» язык белесый, мягкий и влажный.

Вторая ветвь (рис. 8) содержит характеристики внешнего вида мочи при расстройствах «пневмы», «желчи» или «флегмы». В первом случае моча подобна воде и содержит много пены. Во втором случае моча имеет оранжевый цвет и испускает зловонные испарения. В последнем случае она светлая, с незначительным неприятным запахом.

Средний ствол (рис. 12) символизирует прощупывание пульса. Его ветви и листья содержат характеристики пульса при расстройстве той или иной физиологической энергии. При дисбалансе «пневмы» пульс пустой, временами пропадает (рис. 13, 14). При дисбалансе «желчи» пульс очень частый и сильный (рис. 15, 16). При дисбалансе «флегмы» пульс редкий, слабый, едва прослушивается (рис. 17, 18).

Правый ствол (рис. 19) символизирует опрос больного. Здесь дается перечень факторов, которые могут вызвать расстройство той или иной физиологической энергии, а также указываются симптомы, сопутствующие этому расстройству. Так, дисбаланс «пневмы» может быть вызван малокалорийной («легкой») или грубой пищей, а также недосыпанием, длительным пребыванием на холоде, душевными страданиями (рис. 20-21). Симптомами1 дисбаланса «пневмы» являются: зевота, дрожь, частое потягивание, озноб, боли в пояснице, костях и суставах, позывы на пустую рвоту и т. д. (рис. 22-29). Эти симптомы, говорится далее, проявляются острее на голодный желудок. При дисбалансе «пневмы» пациенту следует рекомендовать жирную питательную пищу.

Лист 3 рис.2

Расстройство «желчи» может быть вызвано острой и горячей пищей, спиртными напитками, а также приступами ярости или длительным пребыванием на жаре (рис. 32, 33). Оно сопровождается следующими симптомами: чувством горечи во рту, головной болью, ощущением жара, охватывающего тело, и т. д. (рис. 34-37). Эти симптомы проявляются острее после еды. Больному следует рекомендовать пищу, обладающую прохладительными свойствами, и пребывание в прохладном месте.

Тяжелая и жирная пища, равно как и сырость, например, длительное лежание на сырой земле, могут вызвать расстройство «флегмы» (рис. 40-41). Симптомами этого расстройства являются: отсутствие аппетита, отрыжка, сопровождаемая дурным запахом, и т. д. (рис. 42-50). Теплая пища может принести облегчение такому больному (рис. 51).

Первые две фигуры в верхнем картуше (рис. 25Х-26Х) завершают изображения небесных риши. Небесные риши передали знание врачевания земным риши, показанным на рисунках 27Х-30Х. Согласно преданиям, земные риши появились задолго до рождения Будды Гаутамы. Они вели отшельническую жизнь в лесах, пустынях, на берегах рек.

Лист 3 рис.3

Земные риши могли долго воздерживаться от пищи, занимаясь созерцанием и размышлением, и славились своим долголетием.

Третья свита Владыки бериллового сияния - свита небуддистов как бы олицетворяет предбуддийский период науки врачевания, которой занимались брахманы. Эту свиту открывает «Обладатель золотого лона» (рис. 31х), что является эпитетом Брахмы. Творец вселенной Брахма возглавляет триаду верховных богов (Брахма, Вишну, Шива) индийской мифологии. В традиции тибетского буддизма Брахма - прародитель всех живых существ, отсюда и такой эпитет. Махадева, или Великое божество (рис. 32х), - эпитет Шивы, разрушителя вселенной по индуистской мифологии; в традиции тибетского буддизма он олицетворяет беспредельные силы Дхармы. На рисунке 33х изображен Вишну - сохранитель вселенной, по индуистской мифологии, также включенный в пантеон тибетского буддизма. Далее следует Шестиликий Кумара (рис. 34х) - эпитет Картики, младшего сына Махадевы. «Владыка собрания» (рис. 35х) - эпитет Слоновоголового Ганеши, индуистского бога мудрости и устранителя препятствий, также включенного в пантеон тибетского буддизма. Заключает свиту небуддистов божество Рамана (рис. 36х), считающееся шестым из десяти воплощений Вишну.

Примечание:

1 Тибетские врачи считают, что дисбаланс того или иного физиологического начала проявляется либо в его увеличении, либо в уменьшении, что сопровождается разными симптомами. Так, например, симптомами недугов, вызываемых увеличением «пневмы», являются похудание, бессонница, повышенная разговорчивость. Уменьшение же «пневмы» сопровождают апатия, потеря памяти, некоммуникабельность.

Лист 2
Оглавление
Лист 3 рис.1

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

 

 

трансы фото порно.
Хостинг от uCoz