Атлас тибетской медицины

Лист 5

Иллюстрации к главе 1 "О чудесном появлении нирманического риши (Рикпэ Еше)" о формировании тела из раздела "Сложившееся тело"

Лист 5 рис.1

Глава 1 «Краткое содержание». Чтобы поведать содержание второй книги науки врачевания, Верховный целитель погрузился в самадхи «Величественный лев речи», испустив из ушниши тысячи многоцветных лучей, которые мгновенно очистили живые существа шести миров от телесных прегрешений, избавив их также от физических страданий, вызываемых расстройствами трех физиологических энергий. Затем эти лучи опять собрались в ушнише, и оттуда появился нирманический риши Рикпэ Еше - эманация тела Будды.

Риши Илэ Кье - эманация речи Будды, совершив должный ритуал (рис. 4-5), вопросил нирманического наставника о «Книге объяснений» (рис. 6). В ответ последний перечислил четыре раздела или четыре основы этой книги, каковыми являются: «Объект врачевания», «Средства врачевания», «Методика врачевания», «Врачующий», назвав также входящие в них подразделы.

Глава 2 «Возникновение и развитие зародыша». Объектом врачевания, продолжал Рикпэ Еше, являются сложившееся тело и его болезни.

Формирование тела начинается с появления эмбриона в результате одновременного слияния в матке во время соития спермы отца, «крови» матери и сознания, блуждавшего в бардо. «Кровью» матери (или просто «кровью») называется красная жидкость, которая с 16 по 30 число каждого месяца продуцируется из питательного сока усвоенной пищи и накапливается в самсеу1, откуда по двум сосудам попадает в матку. В первой половине месяца «низвергающий» ток «пневмы» через открывшееся устье матки в течение трех дней выводит наружу отстой «крови», имеющий черноватый цвет, после чего матка готова к зачатию. Менструации начинаются у женщин в 12 лет и завершаются в 50 лет, так как до 12 лет весь питательный сок расходуется только на нужды роста организма, а после 50 лет такое продуцирование прекращается из-за общего ослабления организма.

В момент зачатия сперма и «кровь» должны быть здоровыми. Здоровая сперма -жидкость белого цвета, тяжелая, обильная и сладкая, а «кровь» - алого цвета, как кровь зайца, и пятна от нее легко смываются. На рисунках 9-17 перечислены причины, вызывающие заболевания спермы и «крови». Эти заболевания соответственно характеризуются следующими показаниями: сперма и «кровь» «темного цвета, грубые

на ощупь, терпкие на вкус» (рис. 9); «желтого цвета, с сильным запахом, кислые» (рис. 10); «белесые, клейкие, кислые, холодные» (рис. 11); «гнилостные» (рис. 12); «дробятся на отдельные фракции и не могут слиться воедино» (рис. 13); «очень мутные, подобны гною» (рис. 14); «свертываются» (рис. 15); «иссыхают и трудно поддаются лечению» (рис. 16); «подобны калу и моче, лечению не поддаются» (рис. 17). Подобные сперма и «кровь» не могут явиться тем семенем, из которого разовьется здоровый организм. Если зачатие и произойдет, то неизбежно родится урод или существо не человеческой природы: мышь, кошка, змея и т. п. Определяющую роль в таких несчастных рождениях играет, конечно, карма.

Сознание, движимое кармой и неведением (привязанностью к мирскому бытию), в момент слияния спермы и «крови» незримо попадает в матку, одухотворяя слившиеся компоненты, подобно тому как «солнечные лучи незримо воспламеняют сухую траву, падая на нее через зажигательное стекло». При этом карма, влекущая сознание будущего существа, должна соответствовать карме его родителей. Так, .например, если в силу благих заслуг прежних жизней карма предопределяет рождение в знатной семье, то данное сознание не может войти в матку и одухотворить эмбрион, возникший от слиния спермы и «крови» бедных простолюдинов, и наоборот. Существует четыре разновидности сознания: сознание заурядного человека попадает в матку, не помня прежних и не зная будущих рождений, таким же оно пребывает и в новом теле; сознание чакравартинов и вступивших в поток попадает в матку, помня прежние и ведая будущие рождения, но, пребывая в матке, утрачивает эти знания; сознание бодхисаттв первой ступени и пратьекабудд, попадая в матку и вновь рождаясь, помнит прежние и ведает будущие рождения, но, пребывая в новом теле, утрачивает эти знания; сознание продвинутых бодхисаттв помнит прежние и ведает будущие рождения, не утрачивая этих знаний и в новом теле. Эти бодхисаттвы, исходя из интересов проповеди Учения, сами выбирают место нового рождения. Их сознание входит в уста будущего отца, затем попадает в его семя и вместе с ним в матку (рис. 8).

Само зачатие может произойти на протяжении девяти дней после окончания менструации. Если оно произошло на 1,3, 5, 7, 9-й день, то родится мальчик. Если на 2, 4, 6, 8-й день, то - девочка. Через 12 дней после начала менструации устье матки закрывается «подобно тому, как с заходом солнца свертывает свои лепестки лотос» (рис. 24), и зачатие не может произойти до следующего цикла.

Существует также мнение, что пол ребенка определяет не день зачатия, а количественное преобладание спермы или «крови» в эмбриональной смеси. Больше спермы - рождается мальчик, и наоборот. Их равное количество ведет к рождению гермафродита. Ток «пневмы» может разбить эмбриональную смесь на две и больше частей. В этом случае рождаются близнецы, чей пол также определяется количеством спермы или «крови» в каждой части.

Само сознание, одухотворяющее эмбрион, лишено чувства половой принадлежности, вне зависимости от тела прежнего рождения. Оно возникает в процессе развития эмбриона в матке. При этом, если в силу кармической предопределенности должен родиться мальчик, то сознание ощущает неприязнь к отцу и любовь к матери, отождествляя себя с семенем отца (рис. 8), становясь мужским сознанием. В противном случае сознание ощущает неприязнь к матери и любовь к отцу, отождествляя себя с «кровью» матери.

Лист 5 рис.2

Как уже говорилось, главной причиной возникновения эмбриона является слияние воедино спермы отца, «крови» матери и сознания, функции которых указаны на рисунках 25-27. Однако чтобы эмбрион сформировался в нормальный организм, необходимы так называемые «сопутствующие условия» - наличие пяти первоэлементов, каковыми являются: «земля», «вода», «огонь», «воздух», «эфир». Эти первоэлементы содержатся не только в сперме и «крови», но в своих тончайших субстанциях они присущи и сознанию. Отсутствие хотя бы одного из них препятствует развитию эмбриона в целом. Так, без первоэлемента «земля» не могут сложиться твердые части тела, поскольку они формируются в силу тех свойств, которые присущи природе этого элемента. Роль первоэлементов в формировании тела указана на рисунках 28-32. В это время эмбрион снабжается питательными соками пищи матери, которые из желудка поступают в самсеу, а оттуда по двум сосудам в матку. В целом формирование тела продолжается 38 недель, проходя этапы, указанные на рисунках 35-68. На 36-й неделе эмбрион испытывает недовольство пребыванием в столь нечистом месте. На 37-й неделе у него возникает желание развернуться, чтобы выйти из матки. На 38-й неделе он разворачивается вниз головой и покидает матку.

Беременность может затянуться, если: мать потеряла много крови, что замедлило развитие эмбриона; неумеренно много ела, что привело к ожирению организма в целом и матки в частности; ток «пневмы» блокировал выход зародыша. Иногда беременность может длиться 10-12 месяцев и даже больше. Так, говорится в одной из сутр, Рахула - сын принца Сиддхартхи, будущего Будды, в силу кармы пребывал в лоне матери шесть лет.

Рисунок 49* изображает тибетского царя Чисон Дэцзена (754-797), имевшего эпитет «Повелитель Брахма - цветок среди богов»; этот царь прославился как покровитель науки врачевания и ее служителей, именно ему преподнес, по преданию, лоцзава Вайрочана перевод текста «Четверокнижия». «Нирманический владыка Муни - сын Брахмы» (рис. 50*) - эпитет преемника царя Чисон Дэцзена, его младшего сына тибетского царя Великого Муни (797-804). Открыватель апокрифов Чанён Ванцюкпа (1012-1089), изображенный на рисунке 51*, знаток врачевания и последователь буддизма ваджраяны, прославился тем, что именно он якобы обнаружил сокрытое «Четверокнижие», попавшее в итоге в руки Ютхокпы Младшего. Рисунок 52* изображает ученика Чанён Ванцюкпы. «Драгоценный защитник - защитник жизней живых существ» (рис. 53*) - эпитет наставника знаменитого лекаря XII века Ютхокпы Младшего. «Владыка врачевания, покровитель знаний в эру мрака» (рис. 54*) — эпитет, употребляемый в тибетских исторических и медицинских трактатах по отношению к двум прославленным лекарям: Ютхокпе Старшему (709—833) и Ютхокпе Младшему (1138-1213). Второй традиционно считается тринадцатым воплощением первого, таким образом, оба лекаря выступают как бы в одном лице. «Великий Сумтён - хранитель мудрости» (рис. 55*) - эпитет ученика Ютхокпы Младшего, который написал «Сокровенное житие» своего учителя, составил комментарий к «Четверокнижию», являлся автором других медицинских трактатов. Рисунок 56* изображает главного ученика Великого Сумтёна. «Владыка учености Ютхок Бумсен» (рис. 57*) - эпитет, относящийся к одному из учени­ков Ютхокпы Младшего, а также к его старшему сыну.

Примечание:

1 Самсеу - орган, находящийся на уровне 13-го позвонка ниже левой почки. У мужчин этот орган продуцирует белую зародышевую жидкость, у женщин - красную зародышевую жидкость, принимающие участие в образовании эмбриона. В период беременности самсеу является резервуаром питательного материала для эмбриона.

Лист 4
Оглавление
Лист 6

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

 

Хостинг от uCoz