Атлас тибетской медицины

Лист 6
краткое содержание глав 3,4, иллюстрируемых на листе

Глава 3 «Уподобления». Бедренные кости подобны фундаменту, на котором сложены четыре стены. «Черный сосуд жизни» можно сопоставить с жертвенной колонной, а прямоугольную пластину грудины - с потолочной балкой. Ребра напоминают хорошо уложенные стропила, а реберные хрящи - крепления этих стропил.

Лист 6 рис.1

Сосуды, связки и сухожилия подобны доскам потолочного перекрытия, а плоть и кожа - штукатурка зда­ния. Ключицы схожи с карнизами дворца, а лопатки - покрытия его углов. Голова подобна башенке на крыше дворца, а отверстия пяти органов чувств напоминают собой окна и проемы для света. Кости черепа сравнимы с черепичной крышей, а «отверстие Брахмы»1 - с открытым дымоходом. Ушные раковины - две головы Гаруды2, украшающие углы кровли, а нос с ноздрями - это шпиль, венчающий кровлю. Руки напоминают шелковые полотнища - свисающие наружные украшения дворца. Верхняя и нижняя части туловища - верхняя и нижняя террасы - галереи дворца, а диафрагма, разделяющая части тела, сравнима с шелковым занавесом. Сердце подобно царю, восседающему на престоле, а пять «материнских» долей легкого - его ближним советникам. Пять «сыновьих» долей легкого можно уподобить царским сыновьям, а печень и селезенку, два чрезвычайно важных органа,- старшей и младшей женам царя. Две почки подобны двум царским советникам по внешним делам или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку. Самсеу - это сокровищница, полная наилучших драгоценностей, а желудок - горшок для приготовления пищи.

Тонкие кишки и толстая кишка - прислужницы цариц, а желчный пузырь - мешок с различными пряностями. Мочевой пузырь подобен горшку с водой, а два нижних прохода (анус и мочевой канал) - два водостока. Две ноги - две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы с многими полномочными посланцами царя. Если с ними что-нибудь случится, то и сердце, сравнимое с царем, в смятение приходит и тело с жизнью расстается.

Глава 4 «Устроение тела». Глава состоит из четырех разделов: раздел о количестве составных элементов здорового организма; раздел о сосудах; раздел об опасных для поражения точках тела; раздел о путях и отверстиях тела.

Лист 6 рис.2

В качестве единицы измерения компонентов тела человека можно взять пригоршню, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Пригоршня - количество, которое помещается в ладонях, сложенных вместе лодочкой. Горсть - количество, которое помещается в одной ладони с согнутыми пальцами. При этом следует иметь в виду, что мерилом количества составных элементов тела данного человека являются его собственные пригоршня, горсть или внутренние органы.

В здоровом человеческом организме содержится следующее количество составляющих его компонентов, или «жизненных сил». Количество «пневмы» равняется объему собственного мочевого пузыря. Количество «желчи» равняется объему собственной мошонки. Количество «флегмы» равняется трем пригоршням. Количество крови равно семи пригоршням. Количество кала равно семи пригоршням. Количество мочи и «желттой воды» по четыре пригоршни каждой. Количество жидкого жирового вещества и количество подкожного жира - по две пригоршни. Количество субстанции «ясный цвет»3 и спермы - по одной горсти. Количество мозга — одна пригоршня. Количество плоти у мужчины равно пятистам пригоршней. У женщин к этому количеству прибавляется по десять пригоршней плоти на бедрах и грудях, всего двадцать пригоршней Кроме того, в организме кормящей женщины содержится две пригоршни молока. Количество ежемесячных менструальных выделений насчитывает четыре пригоршни.

Рисунки в верхнем картуше листа изображают врачевателей – последователей школы Ютхокпы.

Примечание:

1 «Отверстие Брахмы» - отверстие в темени, через которое, по представлениям тибетцев, сознание умершего человека покидает тело.

2 Гаруда - мифическое существо, полуптица-получеловек, являющееся ездовым животным Вишну.

3 «Ясный цвет», так в тибетской медицине называется некая животворная жидкая субстанция, которая рассматривается как конечный продукт трансформации сока переваренной пищи в «силы», или компоненты тела. Эта субстанция пребывает как в сердце, поэтому иногда ее называют «сок, находящийся в сердце», так и рассеяна по всему телу. Считается, что она придает телу живой вид, а распад этой субстанции означает неминуемую смерть. См.: ТМС, с. 261-262.

Лист 5
Оглавление
Лист 7

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

 

 

 

Хостинг от uCoz