Атлас тибетской медицины

Лист 20
Краткое содержание глав 13-15,иллюстрируемых на листе

В этих главах излагаются нормы поведения здорового человека, следуя которым он обеспечивает себе благополучное существование и продлевает свою жизнь. В целом такое поведение складывается из поведения повседневного, поведения в зависимости от времени года, поведения в отдельных, частных случаях. При этом в повседневном поведении необходимо соблюдать как правила общечеловеческой морали, так и положения святого Учения (то есть буддизма).

Лист 20 рис.1

ГЛАВА 13 посвящена повседневному поведению (рис. 2-59). Прежде всего, говорится в ней, желающие жить долго и благополучно должны иметь при себе «наилучшие лекарства» и мантры-обереги, не грешить ни телом, ни речью, ни помыслом (рис. 3). Они должны избегать: садиться в ненадежную лодку; ездить на непослушном (невыезженном) коне или слоне; странствовать по местам, где грабят и убивают; переходить вброд бурную реку с водоворотами или купаться в ней; подходить близко к большому пожару и оставаться около него; взбираться на кручи, скалы, вершины деревьев. Не следует ходить по ночам, но если этого требует важное дело, то нужно должным образом одеться, вооружиться дубинкой и прихватить с собой верного друга (рис. 4-11).

Если неудобное ложе или другие причины не дали выспаться ночью, то на следующий день необходимо немного поспать, непременно натощак. Дневной сон, особенно в весенне-летнее время, когда ночи короткие, рекомендуется также людям, приверженным к спиртному, обессиленным, удрученным печалью, старикам, чрезмерно говорливым, легко пугающимся. Организм таких людей ослабевает, в нем увеличивается «пневма». Дневной сон, приводя «пневму» в норму, восстанавливает телесные силы. Для здоровых же людей дневной сон противопоказан, так как он вызывает увеличение «флегмы», что ведет к опухолям, отекам, головным болям, расстройству умственных способностей и другим недугам. При чрезмерной сонливости полезно принять рвотное, воздержаться от пищи, совокупиться с женщиной. При бессоннице же больному следует давать теплое молоко, простоквашу, вино, теплый мясной бульон, массировать макушку подогретым маслом, несколько капель которого влить в ухо (рис. 12-20).

При соитии недопустимо: совокупление с существами иной природы (скотом); с замужней женщиной; с уродливой женщиной; с женщиной изможденной и слабой; с женщиной в период менструации. Подобные совокупления приводят к сильному истощению организма и являются причиной различных несчастий. При близости с прочими женщинами следует знать, что зимой, когда чувственная страсть увеличивает у зрелого мужчины количество спермы, нет ограничения числу общений с женщиной; весной и осенью близость с женщиной допустима раз в два дня; летом же - раз в полмесяца. Если не следовать этому, то слабеют органы чувств, начинаются головокружения, возникают болезненные явления, ведущие к преждевременной смерти (рис. 21-27).

Необходимо регулярно натирать тело, а также голову, руки и ноги маслом. Это отдаляет старость, помогает от ожирения, улучшает пищеварение и поднимает общий тонус. Старикам, детям, а также страдающим болезнями «пневмы» и «желчи» натирание маслом противопоказано. Натирание маслом, сопровождаемое очищением тела, помогает против болезней «флегмы», ожирения, придает коже глянцевитость, укрепляет и делает более гибкими суставы (рис. 28-29).

Лист 20 рис.2

Регулярные омовения тела способствуют половой потенции, укрепляют организм, улучшают вид кожи, уничтожают грязь, потливость, дурной запах, утоляют жажду, являются жаропонижающим средством. Полезно омовение нижней части тела теплой водой, что укрепляет организм, однако мытье головы теплой водой вредно для волос и глаз. Полное омовение тела противопоказано страдающим поносом, вздутием живота, простудой, расстройством органов обоняния и зрения, и тем, кто только что поел (рис. Что же касается болезней глаз, то при слезотечении необходимо раз в семь дней закапывать в глаза лекарство, именуемое «сироп желтого дерева» (рис. 33).

Затем в главе 13 излагаются наставления морально-этического плана, соблюдение которых в обыденной жизни также благоприятно сказывается на сохранении здоровья и жизненного тонуса. Так, человек должен быть беспристрастен, твердо держать слово, отвращаться от дурных дел, говорить обдуманно, не принимать все на веру, почитать старших, заботиться о близких, жить в согласии с родственниками, друзьями, соседями и прочими нужными людьми, старательно заниматься своим делом, не унижать низших и не завидовать высшим, не полагаться на плохих людей.

Все люди, говорится далее, стремясь к благополучию, усиленно занимаются различного рода мирской деятельностью, как-то: земледелием, торговлей и т. п. Но материальные блага вне святого Учения - причина лишь всяческих тягот. Поэтому, наряду с повседневными занятиями, должно, исполнившись веры, выполнять заветы Будды, с почтением внимать словам «благого друга» (то есть доброжелательного ламы) (рис. 35), отвращать свои взоры от еретических учителей, избегать мест, связанных с не благими делами (рис. 35-37). Следует избегать грехов телесных: убивать, грабить, прелюбодействовать с чужой женой, совокупляться перед священными предметами, равно как и днем, иметь сношения с женщинами при наличии собственной жены (рис. 41-46). Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветой вносить раздор, наоборот, надо мирить поссорившихся (рис. 47-50). Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относится: жадность и скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам (рис. 51-53). Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них, как на самого себя (рис. 54-57). Со всеми, включая и больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях (рис. 58-59).

Лист 20 рис.3

ГЛАВ А 14 «О поведении в зависимости от сезонов года» (рис. 60-101). Год состоит из следующих шести сезонов, каждый из которых длится два месяца: сезон начала зимы, сезон конца зимы, весенний сезон, весенне-летний сезон или сезон роста, летний сезон, осенний сезон. Солнце совершает два поворота: один посредине лета, второй посредине зимы. Три сезона оно движется к югу, три сезона - к северу. Через 18 суток после весеннего равноденствия начинает греметь гром, через 18 суток после осеннего равноденствия грома не бывает (рис. 61-63).

Каждый из сезонов года определяет и поведение (образ жизни) человека. В начале зимы, когда наступают сильные холода, организм ослабевает и ему требуется усиленное питание, в котором должны преобладать продукты со сладким, кислым и соленым вкусом. Полезно смазывать и растирать тело кунжутным или другим растительным маслом, пить бульон из хорошего мяса, молоко, есть жирную пищу и сладости, носить меховую или суконную одежду, хранящую тепло, сапоги, греться у огня, жить в двухэтажном доме, стоящем в низине и отапливаемом древесным углем (рис. 64-68). В конце зимы, когда холода усиливаются, следует тем более соблюдать вышеизложенные рекомендации.

Весной, когда греет солнце, «флегма», скопившаяся под влиянием зимних холодов во внутренностях, начинает подниматься, вызывая болезненные явления. Поэтому следует употреблять в пищу продукты с горьким, жгучим и вяжущим вкусом. Полезно есть старый ячмень, жареное мясо животных из засушливых мест, мед, пить кипяток и отвар имбиря, гулять, совершать втирания и очищения1. Все это будет способствовать здоровому состоянию «флегмы». Находиться в это время желательно в ароматном саду под сенью тенистых деревьев (рис. 69-78).

В весенне-летний сезон, когда жаркое солнце отбирает телесные силы, должно принимать в пищу главным образом сладкое, маслянистое, легкое и освежающее, совершенно оставив соленое, острое и кислое. Нельзя находиться на солнце. Полезно купаться в прохладной воде, пить вино, смешанное с водой, совершенно отказавшись от употребления чистого вина, носить тонкое шелковое или хлопчатобумажное платье жить в прохладном, чистом доме, отдыхать на прохладном ветерке под тенистым деревом (рис. 79-90).

В летнюю пору собираются тучи, выпадают дожди, все пропитывается влагой. Ветер, сырость, прохлада отрицательно сказываются на теплоте тела. Поэтому в пищу следует употреблять продукты, способствующие порождению телесного тепла: легкие, маслянистые, согревающие, а также пить крепкий цян, сваренный из злаков, выросших на засушливых землях, и избегать прохлады, находиться в теплом помещении (рис. 91-96).

Осенью поднимается «желчь», скопившаяся в летний сезон под влиянием различных факторов. Для ее нормализации следует есть пищу сладкого, горького и вяжущего вкуса, а также носить платье, пропитанное запахом камфоры и белого андала (рис. 97-101).

ГЛАВА 15 «Нормы поведения в отдельных, частных случаях» (рис. 102-115). Нельзя насильно заставлять себя голодать, терпеть жажду, подавлять позывы к рвоте, зевоте, чиханию, задерживать дыхание, не спать, задерживать выделение мокроты, слюны, кала, газов, мочи и семени. Не утоление голода ослабляет организм, вызывая головокружения. Показано постепенно и в небольших количествах давать пищу легкую, маслянистую и теплую.

Не утоление жажды ведет к сухости во рту, головокружениям, усиленному сердцебиению, наступает состояние, подобное опьянению, и потеря памяти. Показаны прохладительные еда и питье, а также другие прохладительные методы лечения.

Подавление позывов к рвоте вызывает потерю аппетита, одышку, отеки, воспаления, кашель, расстройство зрения и другие болезни. Показаны голодание, окуривание сандалом и алоэ, полоскания.

Лист 20 рис.4

Задержка позывов к чиханию ведет к притуплению органов чувств, головным болям, болям шейных мышц, ослаблению нижней челюсти. Показаны ароматические окуривания, лекарства, вводимые через нос, глядение на солнце.

Задержка зевоты вызывает сходные расстройства. Показаны средства, применяемые при болезнях «пневмы».

Задержка дыхания порождает расстройство деятельности сердца, опухоли, состояние опьянения и, в итоге, потерю сознания. Показаны покой и средства, применяемые при увеличении «пневмы».

При задержке сна появляются зевота, общая слабость, усталость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, несварение пищи. Показаны мясной бульон, вино, массаж с втиранием масла, сон.

Задержка выделения мокроты приводит к ее накоплению в организме, к одышке, сердечным расстройствам, икоте, потере аппетита, похудению. Показаны отхаркивающие средства.

Задержка слюны сопровождается болями в сердце и голове, усиленным выделением слизи из носа, головокружением, потерей аппетита. Показаны вино, приятная дружеская беседа, сон.

Задержка газов вызывает затвердевание кала, что мешает его выделению, равно как и выделению газов. От этого происходят опухоли, колики, потемнение в глазах, уменьшение телесной теплоты, расстройства деятельности сердца. При задержке кала появляются дурной запах изо рта и боли в темени, а также сводит мышцы рук и ног. Задержка мочи ведет к каменной болезни. Показаны катетер, лекарства, вводимые через анус, ванны, втирания, массаж, компрессы.

Задержка семени влечет за собой поллюцию, боли в половых органах, задержание мочи, превращение в гермафродита. Показаны совокупление с женщиной, ванны, кунжутное масло, молоко, куриное мясо, вино.

Примечание:

1 Очищение - обтирание тела после масляного массажа крутым тестом (мукой, замешанной на воде).

Лист 19
Оглавление
Лист 21

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

Хостинг от uCoz