Атлас тибетской медицины

Лист 25
Краткое содержание главы 20 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист иллюстрирует два разряда лекарственных компонентов. На листе завершаются иллюстрации к разряду равнинных растений (рис. 87) и начинаются иллюстрации к разряду трав (рис. 89). Рисунки открывает изображение сосны, чья живица, говорит автор трактата, «держит в заключении межхрящевую и междукостную «желтую воду».

Лист 25 рис.1

Следующие 14 рисунков являются стилизованными изображениями различных, в основном солеподобных лекарственных компонентов минерального, растительного или животного происхождения, как природных, так и искусственных. Нашатырь (рис. 3-4) - «солеподобная субстанция, выделяющаяся из скал», и ее искусственный аналог, худший качеством, «врачуют отравления, очищают сосуды, помогают при мочезадержании». Каменная соль (рис. 5) - «прозрачное кристаллическое вещество, очень сладкое (!) на вкус», помогает при болезнях «флегмы» и «пневмы», а также при несварении желудка. Красная «язык колющая соль» (квасцы, рис. 6) полезна при болезнях глаз. Соль «кхаруца» (рис. 7) в природе встречается красного и черного цвета, имеет искусственный аналог черного цвета, худший по качеству (рис. 8). Она «продуцирует телесную теплоту, прекращает отрыжку и пучение желудка; угнетает «флегму» и «пневму». Подобными же лечебными свойствами обладают и природная соль «цзапруца» (рис. 9), а также ее искусственный аналог (рис. 10), несколько худший по качеству. «Роговая» (рис. 11) и «зольная» (рис. 12) соли - соли искусственные. «Роговая» соль приготовляется из пережженных рогов животных, а «зольная» - из золы некоторых деревьев и кустарников.

Обе они врачуют пониженную температуру полых органов. Глауберова соль (рис. 13) встречается в виде белых прозрачных натеков на скалах, она «разбивает кровь и вытягивает гной из ран». Бура (рис. 14—15) бывает двух разновидностей, лучшей и худшей по качеству. Обе эти разновидности «заживляют раны, разбивают и очищают кровь, а также подсушивают «желтую воду». Бура при сжигании пузырится, этим она проверяется на подлинность. «Противозобная соль» (рис. 16) походит на сахар-песок, слежавшийся в комки, «врачует зобные болезни».

Лист 25 рис.2

Далее автор снова переходит к лекарственным растениям, давая характеристику большой их группе, называемой «арура» (миробалан, рис. 17-24), включающей в себя общее наименование как самого растения, так и его плода. Тибетская медицина считает плоды этого растения самым целительным средством из всех средств, имеющихся на земле. «Арура», говорится в трактате, считается царем лекарств. Ствол растения большой, листья зеленые и плотные, цветки желтые, плоды черные или желтые, обладают всеми шестью вкусами. В зависимости от формы плодов различные источники выделяют пять, семь или восемь разновидностей «аруры». Плоды «аруры» не только излечивают от всех болезней, но и обладают живительными свойствами, продуцируют телесную теплоту, способствуют пищеварению. Лучшим из «арур» является «арура победоносный». Его плоды обладают не только наиболее эффективными целебными качествами, но и способностью приносить счастье подобно «драгоценности, исполняющей все желания».

Затем следуют: «арура бесстрашный», темные пятигранные плоды которого врачуют заболевания глаз и помогают от болезней, чинимых злыми духами; «арура нектарный», желтые плоды которого помогают истощенным снова войти в тело; «арура увеличивающий», с круглыми плодами, похожими на вазу, особенно рекомендуется для пользования ран; «арура сухой», морщинистые плоды которого врачуют болезни «желчи» у детей; «арура золотистый» и «арура короткоклювый» славятся своими очистительными (слабительными) свойствами; «арура малый черный», чьи лечебные свойства схожи с лечебными свойствами «аруры нектарного». Многими свойствами, присущими «аруре», говорится далее, обладают две разновидности растения «баруры» (миробалан беллерический, рис. 25), различающиеся величиной желтых плодов, из которых мелкие обладают лучшими лечебными свойствами. Плоды «баруры» врачуют болезни «пневмы», «желчи», «флегмы» и «желтой воды». К этим двум растениям примыкает «кыорура» (филлантус эмблика, рис. 26). Это растение также имеет две разновидности: одна - с белесыми, другая - с темными плодами, лучшей из которых по своим лечебным свойствам является первая. Обе разновидности используются для врачевания болезней «флегмы», «желчи» и крови. «Содействующий сердцу» (момбин желтый, рис. 27) растет в густых долинных лесах, имеет большой ствол, плотные листья, очень красивые белые цветки. Плоды растения, похожие на сердце, помогают при сердечных заболеваниях.

Лист 25 рис.3

«Содействующий почкам» (канавалия мечевидная, рис. 28-29). Очень сладкие плоды этого растения, напоминающие человеческую почку, бывают белого, желтого и черного цвета, лучшими из которых считаются белые плоды. Все они врачуют болезни почек. Разряд этих лекарственных растений заканчивается указанием на лечебные свойства желудей вечнозеленой разновидности гималайского дуба, останавливающих болезненные поносы (рис. 87). Далее автор трактата переходит к характеристике лекарственных компонентов седьмого разряда - разряда лекарственных трав, который открывается травянистым растением «хонлен» (пикрориза курроа, рис. 89-90). Это растение используется для «подсушивания крови, снятия жара, вызванного возбуждением «пневмы», «желчи» и «флегмы», а также жара пяти плотных органов. Все остальные травянистые растения, перечисленные на данном листе, также используются для врачевания жара внутренних органов тела: жара полых органов (рис. 96-97), печени и желчного пузыря (рис. 98), желудка и печени (рис. 99), желчного пузыря (рис. 100-104), жара крови и «желчи» (рис. 105-107).

Лист 24
Оглавление
Лист 26

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

Хостинг от uCoz