Атлас тибетской медицины

Лист 46
Краткое содержание глав 74-82, иллюстрируемых на листе

Лист 46 рис.1

ГЛАВА 74 «Врачевание общих болезней женщин». «Три яда» - страсть, гневливость и омраченность - порождают три физиологические энергии - «пневму, «желчь» и «флегму», под воздействием которых из четырех первоэлементов1 «земля», «вода», «огонь», «воздух» формируется тело человека. Карма и вожделение определяют пол человеческого существа (см. л. 5). Незначительность благих заслуг влечет за собой обреение женского тела. Женщину отличает от мужчины наличие грудей, матки и «маточной крови». «Маточная кровь», или просто «кровь», формируется из «частиц красного осадка» и принимает участие в образовании крови, мышц, полых и плотных органов зародыша, «частицы белого осадка»2 в женском организме превращаются в молоко, накапливающееся в грудях, питающее новорожденного, пока он не подрастет. Болезнями женщин называются заболевания, проистекающие от наличия грудей, матки, «маточной крови», то есть заболевания, присущие только женщинам. Насчитывается тридцать две главные болезни женщин, причинами которых являются неправильное питание, неправильное поведение или болезнетворное воздействие злых духов. В эти тридцать две болезни входят: пять заболеваний матки, о которых речь шла выше (см. л. 44), шестнадцать заболеваний сосудов, девять заболеваний, связанных с появлением опухолей (мясных наростов), две болезни «паразитов». К ним прибавляется еще восемь так называемых «обычных» заболеваний. Таким образом, насчитывается сорок болезней, присущих только женщинам. Все они делятся на общие и «обычные». В данной главе рассматриваются только общие заболевания. К ним относятся два заболевания, которые вызываются тем, что «красный осадок», формирующий «маточную кровь», вступает в проходные пути «прозрачного сока» и током «пневмы» рассеивается по этим путям, вызывая различные патологические явления. При этом на первом этапе заболевания его характер определяется «преобладанием крови», поэтому оно называется «доминирование крови»3. Симптомы данного заболевания таковы: боль в костях в районе поясницы и половых органов, жжение в тонких кишках и матке, боль в диафрагме, жар, движущийся по сосудам, вызывает мелкие нарывы на теле, вместо менструаций идут гнойные выделения. При застарелой болезни преобладание крови сменяется преобладанием «пневмы», и само заболевание получает название «доминирование пневмы». Его характеризуют следующие симптомы: боли в сердце, головокружения, «похолодание костей головы», похолодание всего тела, спорадические содрогания мышц, потемнение в глазах, обмороки, потеря памяти, непрекращающиеся менструации. Далее описывается методика врачевания этих двух заболеваний.

Лист 46 рис.2

ГЛАВА 75 «Врачевание специфических болезней женщин». Специфические болезни женщин включают в себя четыре группы заболеваний: болезни матки числом пять, связанные с расстройством «пневмы», «желчи», «флегмы», крови и комплексным расстройством физиологических энергий, о чем речь шла выше (см. л. 44); «болезни сосудов» - общее название заболеваний, вызванных тем, что «маточная кровь» не опускается в матку, а вместе с «желтой водой» под воздействием тока «пневмы» попадает в кровеносные сосуды и разносится по всему телу, вызывая различные тяжелые заболевания. Среди них десять заболеваний, связанных с «доминированием крови», а именно: заболевание легких, сердца, печени, селезенки, желчного пузыря, почек, тонкого кишечника, грудей, грудного молока и шесть заболеваний, связанных с «доминированием пневмы», а именно: заболевание головы, костей, сердца, почек, желудка, тонкого кишечника; опухоли - девять видов различных опухолей, образующихся в матке в результате завихрения там током «пневмы» «маточной крови» и «желтой воды»; два заболевания, вызываемых «паразитами», пребывающими в матке, одно из которых называется «паразиты пробудились», второе «паразиты разгневались»; симптомы первого заболевания: рассеянность, бессонница, истощение, сильный запах от полового органа; симптомы второго - устье матки опухает, становится очень твердым и болезненным, из него сочатся желтые выделения.

ГЛАВА 76 «Врачевание обычных болезней женщин». Обычными болезнями женщин называются недомогания, возникающие у женщин в период беременности. Начальные недомогания беременной женщины связаны, по представлениям тибетской медицины, с появлением у зародыша наклонности к развитию мужского или женского начала, что происходит на первом месяце его формирования и определяется как кармой, так и влечением духовного начала зародыша к отцу или матери (см. л. 5). В это время беременная женщина чувствует вялость, апатию, легко раздражается, много плачет, требует себе то того, то другого из еды и питья, ее часто тошнит, она легко подвержена заболеваниям. Поэтому нельзя допускать, чтобы беременная застужалась, ей следует давать ту пищу, какую она хочет, за исключением конины, ослятины и птицы, для нее противопоказаны физические перегрузки и утомительная работа. Следующие причины недомоганий связаны с искусственным выкидышем, когда женщина не хочет рожать внебрачного ребенка,- здесь указываются процедуры и лекарственные средства, способствующие выкидышу, а также с извлечением мертвого плода - описывается техника такого извлечения, при которой прибегали даже к разрезанию мертвого плода на куски через отверстие матки. Причинами недомоганий являются также естественные выкидыши и непрекращающиеся маточные кровотечения, неправильное положение плаценты и, наконец, послеродовое отравление испорченными продуктами, например, несвежим мясом. Перечисление причин недомоганий сопровождается рекомендацией лекарственных средств и процедур, направленных на устранение указанных недомоганий.

ГЛАВА 77 «Врачевание болезней, проистекающих от демонов класса бхута». В целом раздел, посвященный врачеванию болезней, проистекающих от демонов, включает в себя пять глав. Данная глава посвящена болезням, проистекающим от демонов класса бхута. Общей причиной таких болезней являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление «трех драгоценностей»4, божеств-хранителей, дакиней, небожителей. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби. Всего насчитывается восемнадцать разновидностей великих демонов класса бхута. Они изображены на рисунках 36—53. В целом человека, одержимого демонами, характеризуют изменение в поведении - физическом, речевом, ментальном, душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях. Одержимость конкретными великими демонами выражается через частные симптомы. Так, одержимый асу ром пристрастен к мясу и цяну, у него портится характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, оскорбителен и глуп в речах. Одержимый гандхарвом любит благоухающие одеяния, пристрастен к пению, танцам, зрелищам, «радуется омовениям и прудам». Одержимый Брахмаракшасом бьет чем ни попадя родных, но чужих боится, ругает их бранными словами и быстро убегает, гневается на врачей, брахманов и богов. Общая методика лечения: произнесение заклинаний, поднесение тормы, огненные жертвоприношения, чтение священных текстов, что успокаивает демонов, а также процедуры и лекарственные средства, рекомендуемые в конце главы.

Лист 46 рис.3

ГЛАВА 78 «Врачевание безумия». Общими причинами, вызывающими безумие, являются упадок духа или же, наоборот, напряженная работа мысли, связанная с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов или воздействие на человека демонов. Эти факторы порождают смятение физиологических энергий, из-за чего их токи попадают в проходные пути (эфемерные сосуды) токов сознания, отходящих от восьмилепестковой чакры сердца (см. л. 10), блокируя их, что влечет за собой психические и физические расстройства. Насчитывается семь разновидностей безумия, проистекающих от: расстройства «пневмы», симптомы которого проявляются в сильном исхудании, покраснении глаз, пузыристой рвоте (пене изо рта), безмерной болтливости, беспричинном плаче, стремлении куда-либо убежать; расстройства «желчи» - безумная агрессивность и драчливость; расстройства «флегмы» - неразговорчивость, отвращение к пище, сонливость, сильное истечение слюны и обилие мокроты; комплексного расстройства физиологических энергий - сочетание нескольких вышеуказанных симптомов; душевных страданий - ослабление памяти, сильное беспокойство; отравления несовместимой пищей - ухудшение общего вида, вялость, физическая слабость, слабоумие; воздействия демонов - человеком овладевает патологическое стремление действовать во зло другим людям. Методы врачевания делятся на общие и частные. Общие - направлены на ликвидацию блокировки проходных путей сознания, что достигается массажем, компрессами, рвотными и слабительными средствами, кровопусканиями, а также указанными лекарственными препаратами. Частные методы - воздействие на ту или иную конкретную причину заболевания с помощью главным образом лекарств и диеты.

ГЛАВА 79 «Врачевание потери памяти»5. Общие причины потери памяти те же, что и безумия. Насчитывается пять разновидностей болезни, проистекающих от расстройства «пневмы»; расстройства «желчи»; расстройства «флегмы»; отравления несовместимыми продуктами питания; влияния демонов. Общие симптомы заболевания: учащенное сердцебиение, сумбур в голове, потливость, дрожь и одеревенение конечностей, обилие слюны и мокроты. Во время приступа болезни человек падает, сучит ногами, скрежещет зубами, у него изо рта идет пена, затем сознание погружается во тьму. Каждую разновидность заболевания характеризуют присущие ей симптомы. Так, если в основе заболевания лежит расстройство «пневмы», то для этого заболевания характерны дрожь и одеревенение конечностей и пальцев; расстройство «желчи» сопровождается желтизной лица, постоянной жаждой и сухостью во рту; расстройство «флегмы» проявляется удрученностью, нездоровым видом, обилием слюны. Поскольку потеря памяти, как и безумие являются заболеваниями одного порядка, то общим методом врачевания является очищение блокированных проходных путей сознания с помощью клизм, слабительных и рвотных средств, а также с помощью различных лекарственных препаратов, перечисляемых автором. Наряду с общим методом врачевания, в заключение главы предлагаются и частные методы, ориентированные на врачевание с помощью процедур, лекарств и диеты той или иной разновидности этого заболевания.

Лист 46 рис.4

ГЛАВА 80 «Врачевание болезней, чинимых демонами планет». Первопричиной заболеваний, вызываемых демонами планет, является само наличие таких демонов. Каких-либо частных причин нет6, хотя совершение различных злых деяний или побуждение к этому других людей грозит опасностью подвергнуться болезнетворному воздействию демонов планет. Всего насчитывается восемь великих демонов планет, каждый из которых особенно активен в один из восьми дней месяца, а именно: в 4-й, 8-й, 11-й, 15-й, 18-й, 22-й, 25-й, 29-й. Симптомами воздействия демонов планет являются паралич половины тела, немота и косоротие, когда рот искривлен в подобие улыбки. При этом паралич правой стороны сопровождается «укорочением языка вправо(?)» и сильным жаром, отчего ногти желтеют, будто их обожгли. Левосторонний же паралич сопровождается «укорочением языка влево(?)» и резким понижением температуры тела, что вызывает отвердевание сухожилий. Предохранить от воздействия демонов планет могут амулеты, которые носят на теле после того, как лама-лекарь произнесет над ними магические заклинания. Автор трактата приводит рецептуру амулетов и их мистические формулы. В лечении подобного рода заболеваний, наряду с лекарствами, процедурами, предписанным режимом и диетой, значительное место занимает совершение различных ритуалов и жертвоприношений, сопровождаемых чтением мистических формул, что подробно изложено в завершение главы.

ГЛАВА 81 «Болезни, вызванные злыми духами». Здесь рассказывается о тяжких заразных болезнях, вероятно, проказе, возникновение которых связывается с воздействием разных злых духов, а также с неправильным питанием, ведущим к увеличению «желтой воды» (рис. 81-98).

ГЛАВА 82 «Внешние раны, или язвы». Они могут возникать из-за неправильного образа жизни или питания, из-за различных травм, например, укуса собаки (рис. 100 - 107).

 

Примечание:

 

1 Ранее в трактате речь шла о пяти первоэлементах -«земля», «вода», «огонь», «воздух», «эфир». См., например, л. 5.

2 «Частицы красного и белого осадка». Согласно воззрениям тибетской медицины, базирующимся на буддийской философии, «абсолютная сущность сознания» - духовное начало формирующегося живого существа, попавшее в матку в момент зачатия и находящееся в центре сердечной чакры, генерирует красные и белые частицы - носителей жизненного начала. Эти частицы циркулируют по эфемерным каналам, которые, якобы, возникают в первый месяц развития зародыша. К началу второго месяца белые и красные частицы делятся на «чистые» и «осадочные». Нормальная циркуляция «чистых» частиц обеспечивает физическое и психическое здоровье организма. Красные и белые «осадочные частицы» служат для формирования «грубого тела» из плоти и крови в соответствии с его кармическим предназначением. Считается, что «частицы белого осадка» формируют кости, головной, спинной мозг и костный мозг, а также семя мужчины.

3 Тиб. khrag-tshags.

4 «Три драгоценности» - Будда Гаутама, учение Будды, монашеская община Будды.

5 Потеря памяти (тиб. brjed-byed) в данном случае подразумевает не плохую память или забывчивость, а психическое заболевание, которое характеризуется остановившимся взглядом, отсутствием восприятия (реакции), мысли у больного.

6 Это означает, что в данном случае тибетские медики не связывают указанные ниже заболевания с расстройством физиологических энергий.

Лист 45
Оглавление
Лист 47

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

Хостинг от uCoz