Атлас тибетской медицины

Лист 56
Краткое содержание главы 1(продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист 56 рис.1

Лист содержит иллюстрации к положению 8 пульсовой диагностики, в котором говорится о семи видах гадания по пульсу. Четвертое гадание, или гадание на достаток (богатство), производится по пульсу хозяина имущества, то есть главы семьи (рода). Это гадание осуществляется по пульсам внутренних органов как без учета времени года, так и сообразуясь с ним. В первом случае предсказание делается, исходя из силы биения одного пульса или нескольких пульсов сразу. Так, сильное биение пульса печени предвещает значительное увеличение богатства, а сильное биение пульса легких - лишь незначительный прибыток; сильное биение пульса почек при слабом биении пульса сердца и селезенки говорит о предстоящих потерях (рис. 2-10).

Во втором случае лекарь-предсказатель учитывает особенности биения пульсов, принимая во внимание время года и позиции пульсов внутренних органов, которые определяются позициями соответствующих стихий. На таблице 1 показаны позиции стихий и пульсов внутренних органов в то или иное время года.

ТАБЛИЦА 1

Время года

Доминирующая стихия

Позиции остальных четырех стихий

"сезонный" пульс

 "мать"

 "сын"

"друг"

  "враг"

 

Весна

 "дерево"

"вода"

 "огонь"

"земля"

 "металл"

пульс печени

 пульс почек

пульс сердца

пульс селезенки

   пульс легких

Лето

"огонь"

 "дерево"

 "земля"

 "металл"

 "вода"

пульс сердца

 пульс печени

 пульс селезенки

пульс легких

пульс почек

Межсезонье

 "земля"

 "огонь"

 "металл"

"вода"

 "дерево"

пульс селезенки

пульс сердца

пульс легких

пульс почек

  пульс печени

Осень

 "металл"

 "земля"

 "вода"

 "дерево"

 "огонь"

пульс легких

пульс селезенки

 пульс почек

пульс печени

 пульс сердца

Зима

 "вода"

"металл"

"дерево"

 "огонь"

 "земля"

пульс почек

 пульс легких

 пульс печени

пульс сердца

 пульс селезенки

В период межсезонья, например, доминирует стихия «земля», а «сезонным пульсом» выступает пульс селезенки. Если в это время пульс почек, выступающий «дружественным пульсом» по отношению к пульсу селезенки, бьется в манере, присущей своему «дружественному пульсу» - пульсу сердца,- это предвещает наивысший достаток; если пульс почек бьется в манере пульса легких, выступающего по отношению к нему «материнским пульсом»,- это предвещает средний достаток; если пульс почек бьется в манере, присущей ему в свой сезон (то есть в зимнее время),- это предвещает никчемный достаток; если пульс почек бьется в манере пульса печени, выступающего по отношению к нему «сыновьим пульсом»,- это предвещает отсутствие достатка; если пульс почек бьется в манере пульса селезенки, выступающего по отношению к нему «враждебным пульсом»,- это означает потерю всего имущества, например, ограбление (рис. 11-22). Руководствуясь таблицей 1, можно вычленить подобные предсказания и на остальные времена года. Для этого берется «дружественный пульс» пульсу того сезона, когда совершается гадание, и по той или иной манере биения этого пульса делается предсказание, например:

ТАБЛИЦА 2

Сезон  "Дружественный пульс" Как бьется Характер предсказания
Весна  пульс селезенки как пульс почек наивысший достаток
как пульс сердца  средний достаток
как бьется сам в межсезонье никчемный достаток
как пульс легких отсутствие достатка
как пульс печени  лишение достатка
Лето  пульс легких  как пульс печени наивысший достаток
как пульс селезенки  средний достаток
как бьется сам осенью никчемный достаток
как пульс почек  отсутствие достатка
как пульс сердца лишение достатка
Лист 56 рис.2

Пятый вид гадания - гадание на демонов (злых духов). Тибетцы населяли мир огромным количеством сверхъестественных существ, якобы обитавших в лесах, на горах, в пещерах, скалах, постройках, особенно заброшенных, реках, озерах, водопадах.

Разгневанные, они творят зло, умилостивленные - могут сделать добро. Среди этих сверхъестественных существ иногда выделяют две большие группы - демоны1 и злые духи2. Подобное деление, которого в основном придерживается и автор данного трактата, довольно непоследовательно оперируя этими двумя терминами, в значительной степени условно. Однако в целом считается, что так называемые «демоны» в основном связаны с болезнетворным воздействием, а «злые духи» более «ответственны» за различные беды здорового человека. Было принято делить все такие существа на большое количество классов без соотнесения этих классов с принадлежностью к «демонам» или «злым духам». Каждый из таких классов имеет свое название, своего главу, свою внутреннюю иерархию, свои атрибуты, свою сферу обитания, свои стороны света и свой цвет, к которым они тяготеют, свои вредоносные функции. Рассказывая о гадании на демонов, которое в основном сводится к выяснению, какой класс этих сверхъестественных существ повинен в невзгодах того или иного человека, автор приводит названия тридцати шести классов таких существ, не считая пятнадцати так называемых «великих демонов детских болезней», хотя в тибетской демонологии таких классов насчитывается значительно больше3. В число упомянутых тридцати шести классов входят шесть гибридных классов, возникших, вероятно, от слияния воедино двух различных классов демонов и злых духов, что привело к образованию нового класса, как, например, класса нага-ракшас, нага-«могущественный» и тому подобные 4.

Лист 56 рис.3

У здорового человека может возникнуть неравномерное биение пульса того или иного органа, когда, например, протяжное биение вдруг сменяется коротким, ослабленное - сильным. Такое дефектное биение сигнализирует о воздействии на человека того или иного класса демонов или злых духов, что предвещает либо несчастье, либо заболевание. Подобное биение называется также «демоническим биением», или «демоничес­ким пульсом». При этом каждой из стихий («дереву», «огню», «земле», «воде» и «металлу») присущи свои классы демонов. Какие из этих демонов влияют на человека, определяется исходя из того, в пульсе какого внутреннего органа появилось дефектное биение. Так, если вне зависимости от времени года, дефектен пульс печени, связанной со стихией «дерево», это говорит о вредоносном присутствии «жестокого» и «владыки» (рис. 24—26) или кого-нибудь из них; если дефектен пульс сердца, связанный со стихией «огонь», это говорит о вредоносном присутствии «могущественного» и мары (рис. 27-29) или кого-нибудь из них; если дефектен пульс легких, связанных со стихией «металл», это говорит о вредоносном присутствии «владыки» и «хозяина богатств» (рис. 30-32) или кого-нибудь из них; если дефектен пульс селезенки, связанной со стихией «земля», это говорит о вредоносном присутствии «хозяина местности» и мамо (рис. 33-35) или кого-нибудь из них; если дефектен пульс почек, связанных со стихией «вода», это говорит о вредоносном присутствии нага, нага-ракши и дамси (рис. 36-39).

При этом причины, вызывающие появление демонических биений у того или иного типа пульсов, порождаются функционально различными злыми духами. Так, для «материнского пульса» любого сезона - это злые духи, тяготеющие к наследственному имуществу семьи; для «сыновьего пульса» того же сезона - это злые духи со стороны братьев матери; для «враждебного пульса» - это злые духи, побуждаемые внешним врагом; для «дружественного пульса» - это злые духи, алчущие богатства; для «сезонного пульса» -это злые духи, насылаемые кознями так называемого «друга» (рис. 41-50).

Лист 56 рис.4

Несколько детализируем сказанное выше, пишет далее автор трактата. Так, если весной, то есть во время доминирования стихии «дерево» в «сезонном пульсе» - в пульсе печени появились признаки демонической пульсации, то злыми духами «материнского», «сыновьего», «враждебного» и «дружественного» пульсов выступят злые духи, насылаемые кознями «близкого друга» (рис. 50-52). Поэтому в целом дефектное биение пульса печени может сигнализировать о вредоносном действии таких злых духов5, как: «хозяин местности», дамси, «свирепый», «свирепая» (класс женских духов), прета, дух самоубийцы, «могущественный», а также пятнадцати великих демонов детских болез­ней, именуемых: «кроткий», «царь зверей», «иссушающий», «отнимающий память», «обладающий кулаками», мамо (класс женских духов), «лошадь цзями», «страстный», намчу, сюмо, «широколицый», мацян, «имеющий руки на шее», «наводящий печаль», «птица» и, кроме них, двух духов стихии «дерево», именуемых «жестокий» и «владыка» (рис. 53-78).

Что же касается опасности, связанной с вредоносным действием таких злых духов, то она таится на востоке, в местностях и зданиях продолговатой формы. Эта опасность связана с зеленым цветом. Опасны зеленые деревья, обрывы и скалы зеленого цвета, зеленые сундуки, сумки, зеленая утварь, зеленые драгоценности, такие как бирюза и яшма, зеленые ткани, бумажные и шелковые, зеленые зерна и плоды, а также мясо и шкура тигра, осла, кролика (рис. 79-96). Опасность таят горькие еда и напитки, аромат зелени, мясо кролика и мясо правого бока овцы, встреча с человеком в зеленой одежде или с зеленым лицом, едущим на серой лошади с бегущей сзади серой собакой, встреча с плотником, прелюбодейкой или сиротой. Опасны такие действия, как рубка дерева, исполнение плотницких работ, тканье, поскольку оно производится на деревянном станке (рис. 97-111). Все это принесет беду.

Примечание:

1 Тиб. gdon.

2 Тиб.’dre.

3 См., например, Nebesky-Wojkowitz. Oracles and Demons of Tibet. The Hague, 1956.

4 Художник представляет каждый класс в виде одной фигуры, являющейся персонификацией класса в целом. Гибридный класс иногда персонифицируется двумя фигурами с одной подписью (см., например, л. 58, рис. 67-69). Таким образом, подпись под аждой фигурой обозначает не имя изображенного персона­жа, а название целого класса, поэтому оно пишется с прописной буквы и в кавычках. Если название поддается переводу - предлагается полный или частичный перевод, в противном случае дается транскрипция, ориентированная на лхасский диалект.

5 Перечисляя здесь и ниже различные классы злых духов или демонов, оказывающих вредоносное воздействие на человека, автор трактата нигде не говорит о том, в чем именно это воздействие выра­жается или может быть выражено. Вероятно, само собой подразумевается, что лекарь, пользующий больного, наблюдает это воочию и важно лишь знать, ; какие силы к этому причастны, чтобы безошибочно адресовать ритуалы изгнания или умилостивления, а также правильно подобрать лекарства.

Лист 55
Оглавление
Лист 57

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz