Атлас тибетской медицины

Лист 61
Краткое содержание главы 1(окончание), иллюстрируемой на листе
Лист содержит иллюстрации к положениям 11-12 пульсовой диагностики

Лист 61 рис.1

Положение 11 «Пульсы смерти». Выделяются три разновидности пульсов, которые могут предвещать кончину пациента: меняющийся пульс; некомплектный, неправильный пульс; останавливающийся пульс.

Меняющийся пульс. Здесь прежде всего имеются в виду некоторые дополнительные изменения в характере основного пульса, уже самого по себе говорящего о наличии того или иного типа заболевания. Так, на грядущую смерть пациента указывают: «пустой и толстый» пульс болезней «пневмы», который колышется, как флажок на ветру (рис. 3); трепещущий, подобно кончику хвоста сокола, а затем прекращающий свои биения «быстрый» пульс болезней «желчи» (рис. 4); «вялый, неравномерный» пульс болезней «флегмы», подобный каплям сочащейся воды, которые падают то медленно, то быстро (рис. 5); «трепещущий и сильный» пульс болезней «пневмы-желчи», именуемый «сверкающая рыба», который исчезает при нажатии и восстанавливается после ослабления нажатия (рис. 6); «быстрый и короткий» пульс болезней «флегмы-пневмы», прерываемый паузами, подобно пташке, которая то быстро клюет, то настороженно озирается (рис. 7); «переполненный и вялый» пульс болезней «флегмы-желчи», именуемый «прыгающая лягушка» (рис. 8); «пустой и вялый» пульс болезней комплексного расстройства всех трех физиологических энергий, подобный слюне, свисающей с морды старого быка и колышимой ветром (рис. 9).

Кроме того, близкую смерть предсказывают: слабые, почти неразличимые или очень «тонкие» биения пульса, появившиеся у физически крепкого человека при внезапном заболевании; «переполненный и резкий» пульс, появившийся у человека, изнуренного длительной болезнью; пульс, характерный для болезней холода, но появившийся у человека, страдающего болезнью жара; пульс, характерный для болезней жара, но появившийся у человека, страдающего болезнью холода; пульс, характерный для здорового человека, но появляющийся при болезнях жара легких, мясных отравлениях, болезнях, вызываемых скоплением слизи в желудке (рис. 10-14).

Некомплектный, неправильный пульс. Здесь имеются в виду пульсы различных плотных или полых органов. Эти органы, с точки зрения тибетских медиков, находятся в тесной взаимосвязи с теми или иными органами чувств (см. л. 60). Некомплектность пульса внутреннего органа, сама по себе говорящая о том или ином заболевании, в сочетании с определенными болезненными изменениями соответствующего органа чувств сигнализирует о приближающейся смерти.

Лист 61 рис.2

Так, некомплектный пульс сердца и тонкой кишки в сочетании с «сильным потемнением языка и тупым взглядом» предвещает смерть спустя сутки (рис. 15-16); некомплектный пульс легких и толстой кишки в сочетании с «запавшими крыльями носа и волосками в ноздрях, которые топорщатся в обратную сторону», предвещает смерть через двое суток (рис. 17-18); некомплектный пульс печени и желчного пузыря в сочетании с «глазами, вывернутыми кверху, и собравшимися в пучок бровями» предвещает смерть через трое суток (рис. 19-20); некомплектный пульс селезенки и желудка в сочетании с отвисшей нижней губой и запавшим мечевидным отростком предвещает смерть через пять суток (рис. 21-22); некомплектный пульс правой и левой почек, а затем мочевого пузыря и самсеу в «сочетании со слабым шумом в ушах и прижиманием ушей к затылку» предвещает смерть через восемь суток (рис. 23-24).

Останавливающийся пульс. Остановки или паузы в биении пульса могут иметь троякое истолкование: свидетельствовать о заболевании - так называемые «паузы болезни»; свидетельствовать о воздействии на пациента злых духов - так называемые «паузы злых духов»; предвещать смерть - так называемые «паузы смерти».

В первом случае паузы в пульсе того или иного внутреннего органа свидетельствуют о заболевании данного органа. Так, например, паузы в пульсе легких говорят о болезни легких (рис. 25). Паузы основного пульса также указывают на место, пораженное заболеванием, которое определяется в зависимости от того, под каким из трех пальцев прощупываются паузы пульса. Паузы пульса под пальцем «цен» указывают на заболевания, локализованные в верхней части туловища (рис. 26); паузы пульса под пальцем «кён» указывают на заболевания, локализованные в срединной части туловища (рис. 27); паузы пульса под пальцем «цяк» указывают на заболевания, локализованные в нижней части туловища (рис. 28). Кроме того, паузы пульса под пальцем «цен» могут указывать на заболевания, поразившие мышцы безотносительно к верхней или нижней частям туловища (рис. 28); паузы пульса под пальцем «кён» могут указывать на заболевания, поразившие кости (рис. 29); паузы пульса под пальцем «цяк» - на заболевания головного, спинного или костного мозга (рис. 31). Подобные паузы не предвещают близкой смерти, а заболевания, вызвавшие их, могут быть вылечены с помощью соответствующих лекарств и процедур (рис. 32).

Лист 61 рис.3

«Паузы злых духов» возникают через нерегулярное число биений пульса или же на границе переходов от резких биений к биениям вялым, как бы разграничивая их. Подобные пульсы также не говорят о грядущей кончине. Лекарь лишь должен пра­вильно установить, откуда появился болезнетворный злой дух, и с помощью соответствующих ритуалов, определяемых типом злого духа, избавить пациента от его воздействия (рис. 33-34). Однако если после совершения должных ритуалов, подкрепленных лекарствами, больному не становится лучше, то он непременно умрет.

«Паузами смерти» называются такие паузы, которые возникают через равное число биений пульса, что неминуемо предвещает смерть. Причем, если паузы пульса разделяет большое количество биений, то смерть наступит нескоро. Если же паузы следуют одна за другой через малое число биений, то больной скоро умрет (рис. 35).

Бывают случаи, когда пульс пациента становится неясным, скрытым. Причиной тому могут быть самые разные обстоятельства: и потеря сознания из-за падения с лошади, и сильный ушиб, и усугубление воздействия демонов на человека, вызванное осквернением священных объектов. Неясный, исчезающий пульс не предвещает с неотвратимостью смерти пациента. Исцеление возможно (рис. 38-40).

П оложение 12 пульсовой диагностики «Демонические пульсы».»Демоническим» пульсом называются неравномерные, то и дело меняющие свой характер (силу, частоту, протяженность), прерываемые нерегулярными паузами, биения пульса. Подобные дефектные биения указывают на болезнетворное воздействие на человека одного или нескольких классов различных демонов. При этом, какой именно класс демонов оказывает такое воздействие, порождающее различные заболевания, определяется по пульсу того или иного внутреннего органа (см. л. 56).

Так, например, демонические биения пульса сердца говорят о болезнетворном воздействии демонов класса: «божество», «защитница», «владыка», «демоны планет» (рис.42-46); демонические биения пульса легких указывают на болезнетворное воздей­ствие демонов класса: нага-мара, нага, «могущественный» (рис. 47-50); демонические биения пульса печени указывают на болезнетворное воздействие демонов класса: «хо­зяин местности», дамси, «свирепая» (рис. 51-54); демонические биения пульса селезенки указывают на болезнетворное воздействие демонов класса: «свирепый»1, «опасный», «хозяин местности» (рис. 55-58); демонические биения пульса правой почки говорят о болезнетворном воздействии демонов класса: «опасный», нага (рис.59-61); демонические биения пульса левой почки говорят о болезнетворном влиянии демонов класса: «озерная врачевательница», нага, «демоница» (рис. 62-65). Кроме того, «толстый, протяжный и нечеткий пульс при наличии демонического пульса на правой руке» говорит о болезнетворном воздействии демона, в то время как «тонкий, короткий и неясный пульс при наличии демонического пульса на правой руке» говорит о болезнетворном воздействии демоницы цянмэн (рис. 66-68).

Лист 61 рис.4

Те или иные классы демонов могут насылать различного рода заболевания. Так, болезни «пневмы» могут насылаться классом демонов, именуемых «владыки духов местности», или просто «владыки»; болезнь жара легких «короткая боль» может насылаться демоницами класса: «могущественный», мара, нага-«могущественный»; заразные заболевания, сопровождаемые болезнями «желчи»2, могут насылаться демоницами класса: мамо и «северное лекарство»; такие болезни, как водянку, твердые опухоли, язвы, нарывы, отеки, подагру, тяжелую болезнь «дзе»3, поражающую все тело, кожу, мышцы, кости и сосуды, могут наслать демоны класса: нага, «опасный», «хозяин местности» (рис. 69-88).

Лама-лекарь должен тщательно и безошибочно выяснить, какие демоны несут ответственность за болезнь пациента. Установив природу демонов, лама приступает к выпол­нению соответствующих ритуалов, направленных на умилостивление или изгнание демонов. Такие ритуалы включают в себя совершение различных, подходящих к данному случаю, бонских обрядов, чтение мантр-заклинаний, подношение тормы - жертвенных фигурок из теста и масла для умилостивления демонов. Рекомендуется также пригласить добродетельного ламу, известного своей святостью, для совершения обряда изгнания демона и благословения больного. Полезно также и чтение у ложа больного различных священных текстов, повествующих о деяниях Будды Шакьямуни, или жити Падмасамбхавы4. Все эти ритуалы должны сопровождаться такими благочестивым делами, как угощение буддийских монахов и тантристских йогинов, называемое «угощение двух объектов поклонения», а также щедрой раздачей милостыни (рис. 89-96).

Примечание:

1 На рисунке 54 и 56 данного листа в первом случае изображена мужская, а во втором случае женская фигура, снабженная одинаковой подписью «gre-bo» («свирепый»). Согласно трактатам «Голубой берилл» и «Четверокнижие», в первом случае речь идет о женских (gre-mo), а во втором случае о мужских (gre-bo) демонах («Четверокнижие», кн. IV, л. 7а; ГБ, кн. IV, л.Зба).

2 В подписи к рис. 76 говорится: «заразные заболевания и болезни «желчи», что соответствует тексту «Четверокнижия», но немного отличается от текста «Голубого берилла».

3 Тиб-mdze.

4 Падмасамбхава (VIII в.) - знаменитый тантрист, предтеча тибетской буддийской эзотерической школы нингма, прославился укрощением всякого рода злых духов и демонов. Чтение вслух его жития имеет ритуальный смысл.

Лист 60
Оглавление
Лист 63

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

уборка квартиры правила | минивэн во внуково, mail | IP камеры, box array id tid | mice туризм статьи в Москве