Атлас тибетской медицины

Лист 66
Иллюстрации к [главе 2] "Обобщение о моче" , начиная с [изображения] обследования испарении [мочи по методу из трактата] "Лунный царь",
обследования мочи [по методу] Джинамитры и Ютхокпы
и до [мочи], в которой не возникает изменений

1 "Заключительная книга" Лист 66 —иллюстрации к [главе 2] Обобщение о моче , начиная с [изображения] обследования испарении [мочи по методу из трактата] "Лунный царь" обследования мочи [по методу] Джинамитры и Ютхокпы1 и до [мочи], в которой не возникает изменений

 

2 Обследование испарений по [методу из трактата «Лунный царь»]

3 Юг

4 Запад

5 Север

6 Восток

7 Урожай унесен водой2

8 Разверзнется3 земля

9 Мать [человека], на которого гадают (?)

10 Разверзнется могила

11 Мать [человека], на которого гадают (?)

12 [Графа] носит имя «гора»

13 Пневма»

14 Желчь»

15 Флегма»

16 Смятение всех трех [физиологических энергии]

17 Облик [человека], на которого гадают (?)

18 Разверзнутся небеса

19 Смятение всех трех [физиологических энергий]

20 Флегма»

21 «Желчь»

22 «Пневма»

23 [Графа] носит имя «скала»

24 Облик [человека], на которого гадают

25 Земля, на которой стоит дом

26 Земля, на которой стоит дом, даст трещину

27 Испарение завихряющееся и прерывистое

28 Вредит «великое божество»

29 [Испарение] подобно белым скалам —

30 вредит женский злой дух белых снегов и белых скал

31 [Испарение] подобно восходящему солнцу —

32 вредит Чакравартин

33 [Испарение] подобно вихрю — вредят [гибридные женские злые духи] «богиня мара»

34 [ Взвесь»] подобна горке поджаренного зерна —

35 вреди г злой дух, вселившийся в священный объект

36 [Испарение] подобно тропинке,

37 подобно лодке,

38 подобно очагу —

39 вредит злой дух, алчущий богатства

40 [Семена] белой горчицы,

41 жемчуг —

42 вредит «нага» или злой дух4, подстрекаемый бонским жрецом

43 В центре темно-синее [пятно] —

44 вредит бонское божество-хранительница

45 В центре белое [пятно] - вредит Белая богиня по наущению черных5 бонцев

46 [Испарение] подобно горе с черным подножием и белой вершиной —

47 вредит божество-хранитель

48 [Испарение] подобно наконечнику копья или мечу —

49 вредит дух, которого почитали предки

50 [Если в испарении видны ] собака, человек, конь, ребенок — вредят злые духи дамси и «чародей»

51 Собака

52 Человек

53 Конь

54 Ребенок

55 Дамси

56 «Чародей»

57 [Если в испарении видны ] рыба,

58 змея,

59 лягушка,

60 головастик,

61 паук,

62 скорпион —

63 вредят «хозяин местности», нага, «опасный»6

64 Исследование мочи по [методу] наставника Джинамитры

65 Восток

66 Юг

67 Запад

68 Север

69 Исследование мочи, о котором рассказала

[прославленному] Ютхок Ендэн Гонпо дакиня Лэкьи Ванмо

70 Юг

71 Запад

72 Север

73 Восток

74 Графа «Божество-хранитель»

75 Божество-хранитель

76 Венец, диадема

77 Скала

78 Признаки [болезни] пневмы»

79 [Моча] желтая, испускающая золотое сияние

80 Обряд умилостивления

81 От мочи идет свет и пар

82 Графа [Богиня «Защитница»]

83 Богиня «Защитница»

84 Признаки [болезни] «пневмы»

85 Черное

86 Желто-черное

87 Торма

88 Поклонение

89 Обряд умилостивления

90 Гной

91 Графа «Местное божество»

92 Местное божество

93 [Семена] горчицы

94 Прозрачная моча

95 Кровавые начертания

96 Синее

97 Признаки [болезни] «пневмы»

98 «Кхорсум»7

99 Моление божеству

100 Графа «Родственники»

101 Родственники

102 Скала

103 Подношение «де» (ритуал)

104 Рассеченное на куски

105 Моча желтого цвета

106 Признаки [болезни] «пневмы»

107 Синее

108 Сильное свечение
109 Графа «Сэнмо»

110 Сэнмо

111 Женщина

112 Собака

113 Белая моча

114 Веревка

115 Признаки [болезни] «пневмы»

116 Черное

117 Синее

118 Совершение [обряда] заклинания

119 Графа «Свирепый»

120 «Свирепый»

121 «Свирепая»

122 Оружие

123 Кровавые начертания

124 Зеленовато-синее

125 Меч

126 Кровавые начертания

127 Красно-коричневое

128 Желтое

129 Густой

130 Признаки [болезни] «пневмы»

131 Обряд усмирения [духов]

132 Графа «Владыка»

133 «Владыка».

134 [Слегка разрушенный] замок

135 Ритуал «де»

136 Волнение[мочи]

137 [Моча] желтая, свечение белое

138 Признаки [болезни] «пневмы»

139 Обезьяна

140 Графа «Предки»

141 Предки

142 Замок

143 Гора

144 Признаки [болезни] «пневмы»

145 Испарение клубится

146 Вихрь

147 Моление божеству

148 Графа «Личное, собственное»

149 Лекарь

150 Райское дерево

151 Носильщик трупов

152 Признаки [болезни] «пневмы»

153 Пленка [мочи]

154 Прозрачная моча

155 «Лингцэ»8

156 Белое учение (т е буддизм)

157 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — разбитое яйцо9

158 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — прозрачная часть и осадок вытекают одновременно

159 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — прозрачная часть и осадок разделены (т е вытекают раздельно, сначала прозрачная часть, затем осадок)

160 Способ вызвать «изменения мочи»10 [при болезнях] холода, если в ней не возникает изменений

161 Моча [при болезнях] холода, которая не претерпевает изменений

162 В мочу холода кладут горячительного лекарства

165 княжик,

166 черный перец,

167 рододендрон

168 Способ вызвать изменения мочи [при болезнях] жара, если в ней не возникает изменений

169 Моча [при болезнях] жара, которая не претерпевает изменений

170 Камфора

171 Сандал белый

172 Растение «башака» (адатода вазика)

173 Растение «тикта» (сверция чирата)

174 В мочу жара кладут прохладительное лекарство

175 Восток

176 Гандхарва

177 Божество огня

178 Ямараджа — владыка мертвых

179 Ракшас

180 Нага-мара

181 «Риши»

182 Якшас

183 Бхута

184 Вишну

185 Лекарь произносит заклинание

 

186 Из трактата «Голубой берилл», который разъясняет «Четверокнижие» — украшение помыслов Верховного целителя Лист 66 — иллюстрации к главе 2 «Обобщение о моче « «Заключительной книги «, к дополнению [из трактата] «Способ врачевания, —Лунный царь» начиная с обследования испарений [мочи по методу] «очищенный путь» и до выявления нага по конфигурации испарения, исследование мочи [по методу] наставника Джинамитры, исследование мочи, о котором дакиня Лзкъи Ванмо поведала Ютхок Ендэн Гонпо, рекомендации по моче, в которой не возникает изменений

 

Примечания к листу 66


1 Полное имя прославленного основателя тибетской медицины — Ютхок Ендэн Генпо (VIII в ) в тибетских текстах часто употребляется в сокращенном виде, как Ютхокпа

2 На данной схеме не каждая графа имеет название Три графы справа, например, соответственно называются сверху вниз «поле», «собственное, личное», «кладбище»

3 На листе ошибочно написано «sko» вместо «sgo» (прим ред )

4 На листе ошибочно написано «dn» вместо «dre» (прим ред)

5 Здесь слово «черный» либо относится к бойцам, либо оно лишнее, во всяком случае в тексте трактата оно отсутствует (см ГБ, кн. IV, л 55а, пекинское изда­ние — Прим ред)

6 В тексте трактата указаны только «хозяин местности» и «нага» (см ГБ, кн IV, л 55а, пекинское издание — Прим ред)


«Кхорсум», досл «три окружения»,- образное выражение, означающее «меч, секира, стрела»

8 В доступных нам тибетских словарях слово «лингцэ» означает «решетка, графа, таблица», тогда как изображенный здесь предмет не имеет ничего общего с ними

9 T. е. сначала вытекает прозрачная часть, а осадок остается, подобно тому как у разбитого яйца сначала вытекает белок, а желток остается

10 Диагностика и гадание по моче основаны на наблюдении изменений, которые происходят в моче в процессе ее остывания В случае, когда эти изменения не происходят, их вызывают искусственным путем

Лист 66
Оглавление
Лист 67

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz