113
Белая моча
114
Веревка
115
Признаки [болезни] «пневмы»
116
Черное
117
Синее
118
Совершение [обряда] заклинания
119
Графа «Свирепый»
120
«Свирепый»
121
«Свирепая»
122
Оружие
123
Кровавые начертания
124
Зеленовато-синее
125
Меч
126
Кровавые начертания
127
Красно-коричневое
128
Желтое
129
Густой
130
Признаки [болезни] «пневмы»
131
Обряд усмирения [духов]
132
Графа «Владыка»
133
«Владыка».
134
[Слегка разрушенный] замок
135
Ритуал «де»
136
Волнение[мочи]
137
[Моча] желтая, свечение белое
138
Признаки [болезни] «пневмы»
139
Обезьяна
140
Графа «Предки»
141
Предки
142
Замок
143
Гора
144
Признаки [болезни] «пневмы»
145
Испарение клубится
146
Вихрь
147
Моление божеству
148
Графа «Личное, собственное»
149
Лекарь
150
Райское дерево
151
Носильщик трупов
152
Признаки [болезни] «пневмы»
153
Пленка [мочи]
154
Прозрачная моча
155
«Лингцэ»8
156
Белое учение (т е буддизм)
157
Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — разбитое яйцо9
158
Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — прозрачная часть
и осадок вытекают одновременно
159
Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания — прозрачная часть
и осадок разделены (т е вытекают раздельно, сначала прозрачная часть,
затем осадок)
160
Способ вызвать «изменения мочи»10 [при болезнях] холода,
если в ней не возникает изменений
161
Моча [при болезнях] холода, которая не претерпевает изменений
162
В мочу холода кладут горячительного лекарства
165
княжик,
166
черный перец,
167
рододендрон
168
Способ вызвать изменения мочи [при болезнях] жара, если в ней не возникает
изменений
169
Моча [при болезнях] жара, которая не претерпевает изменений
170
Камфора
171
Сандал белый
172
Растение «башака» (адатода вазика)
173
Растение «тикта» (сверция чирата)
174
В мочу жара кладут прохладительное лекарство
175
Восток
176
Гандхарва
177
Божество огня
178
Ямараджа — владыка мертвых
179
Ракшас
180
Нага-мара
181
«Риши»
182
Якшас
183
Бхута
184
Вишну
185
Лекарь произносит заклинание
186
Из трактата «Голубой берилл», который разъясняет «Четверокнижие» — украшение
помыслов Верховного целителя Лист 66 — иллюстрации к главе 2 «Обобщение
о моче « «Заключительной книги «, к дополнению [из трактата] «Способ
врачевания, —Лунный царь» начиная с обследования испарений [мочи по
методу] «очищенный путь» и до выявления нага по конфигурации испарения,
исследование мочи [по методу] наставника Джинамитры, исследование мочи,
о котором дакиня Лзкъи Ванмо поведала Ютхок Ендэн Гонпо, рекомендации
по моче, в которой не возникает изменений
Примечания
к листу 66
1 Полное имя прославленного основателя тибетской медицины
— Ютхок Ендэн Генпо (VIII в ) в тибетских текстах часто употребляется
в сокращенном виде, как Ютхокпа
2 На данной схеме не каждая графа имеет название Три графы
справа, например, соответственно называются сверху вниз «поле», «собственное,
личное», «кладбище»
3 На листе ошибочно написано «sko» вместо «sgo» (прим ред
)
4 На листе ошибочно написано «dn» вместо «dre» (прим ред)
5 Здесь слово «черный» либо относится к бойцам, либо оно
лишнее, во всяком случае в тексте трактата оно отсутствует (см ГБ, кн.
IV, л 55а, пекинское издание — Прим ред)
6 В тексте трактата указаны только «хозяин местности» и «нага»
(см ГБ, кн IV, л 55а, пекинское издание — Прим ред)
«Кхорсум», досл «три окружения»,- образное выражение, означающее
«меч, секира, стрела»
8 В доступных нам тибетских словарях слово «лингцэ» означает
«решетка, графа, таблица», тогда как изображенный здесь предмет не имеет
ничего общего с ними
9 T. е. сначала вытекает прозрачная часть, а осадок остается,
подобно тому как у разбитого яйца сначала вытекает белок, а желток остается
10 Диагностика и гадание по моче основаны на наблюдении изменений,
которые происходят в моче в процессе ее остывания В случае, когда эти
изменения не происходят, их вызывают искусственным путем