Атлас тибетской медицины

Лист 75
Краткое содержание глав 26-27, иллюстрируемых на листе

Лист 75 рис.1

Глава 26 «Резюме «Четверокнижия»». Характеризуя «Четверокнижие» в целом, нирманический наставник Рикпэ Еше, от имени которого ведется изложение трактата, сказал, что «Четверокнижие» своей целеустремленностью походит на стрелу, выпущенную из лука. Искусство врачевания, раскрытое в этом трактате, продолжал нирманический наставник, можно также уподобить искусству земледелия. Ведь как врачевание, так и земледелие направлены каждое на осуществление двух задач. Но если различные виды сельскохозяйственной деятельности, осуществляемые весной и летом, осенью и зимой, сводятся к производству еды и одежды, то многообразные способы врачевания, раскрытые в «Четверокнижии», сводятся к поддержанию человеческого организма в здоровом состоянии и лечению его в случае заболевания (рис. 3-13).

Чтобы оставаться здоровым, учит «Четверокнижие», необходимо: «жить на границе между солнцем и тенью», то есть соблюдать во всем умеренность, а именно: избегать изнурительного физического или умственного труда, но и не предаваться при этом праздному безделью, своевременно выполняя сезонные полевые работы; соблюдать умеренность в еде и питье, но и не голодать; не употреблять в пищу испорченных продуктов; регулярно совершать омовения; избегать сильных душевных волнений, чрезмерной скорби, напряжения органов чувств и тому подобного; сообразовывать режим жизни с временами года, зимой, например, есть более жирную и обильную пищу, а летом - наоборот; одеваться соответственно сезону, не перегреваться и не переохлаждаться; спать летом в прохладном, а зимой в теплом месте и так далее; достигнув преклонного возраста, совершать процедуру «набирания соков» под руководством ламы-лекаря, что ведет к укреплению организма и его омоложению; в соответствии с рекомендациями лекаря следует и в старости обладать половой потенцией. Важную роль в поддержании орга­низма в здоровом состоянии играет правильное питание, учитывающее время года и темперамент, присущий данному человеку, а также своевременный прием лекарств, предупреждающих заболевания. Вообще режим питания и лекарства необходимы как для здорового, так и для больного человека (рис. 14-23).

Что же касается врачевания как такового, то человеку в целом угрожают тысяча шестнадцать всевозможных недугов, которые можно свести к 404-м различным болез­ням. Все эти болезни делятся на две большие группы: болезни жара и болезни холода. Чтобы успешно лечить ту или иную болезнь, надо правильно определить природу забо­левания. Для этого существуют три метода диагностирования, которые, взаимно дополняя друг друга, включают в себя тысячу двести различных приемов. Первый метод -пульсовая диагностика, с помощью которой определяется, излечима болезнь или нет; второй метод - осмотр мочи, с помощью которого определяется характер возникшего недуга: относится ли он к болезням холода или жара; третий метод - опрос больного, который позволяет выяснить, не только когда проявилась болезнь и где болит, но и внешние факторы, послужившие причиной возникновения недуга (см. л. 3). Переходя к врачеванию, следует знать, что всего насчитывается 1002 «излечивающих друга», или лечебных средства, которые подразделяются на четыре группы: лекарства, процедуры, диета, или режим питания, и режим поведения. В целом все лекарства делятся на лекарства «успокаивающие» и лекарства «очищающие»; в свою очередь все «успокаивающие» лекарства подразделяются на лекарства прохладительные и лекарства горячительные1; все «очищающие лекарства» подразделяются на лекарства «грубые» и «нежные»; все процедуры подразделяются на процедуры «суровые» и «мягкие» (см. л. 34); вся диета делится на диету полезную и вредную; режим поведения подразделяется на режим, предусматривающий сильные физические нагрузки, и режим щадящий. Способы лечения включают в себя 360 различных приемов, сводящихся к трем основным моментам: постановка точного диагноза, на основе данных пульсовой диагностики, осмотра мочи и опроса пациента; определение лечебных средств, подходящих для излечения данного заболевания, исходя из методологии врачевания, включающей девять пунктов (см. л. 35, 67); приготовление лекарств в соответствии с избранным курсом лечения, осуществление процедур, назначение режима питания (рис. 24—37).

Лист 75 рис.2

Далее в главе 26 даются различного рода рекомендации общего характера, касающиеся самого процесса лечения. Так, например, если болезнь жара не поддается врачеванию прохладительными лекарствами, то следует прибегнуть к радикальным горячительным лекарствам, и наоборот. При лечении заболеваний желудка, селезенки и почек главное внимание должно уделяться «флегме», а при лечении заболеваний сердца и толстого кишечника - «пневме». При лечении же всех внутренних болезней основное внимание следует уделять врачеванию «огненной теплоты» желудка2, поскольку ее ослабление в первую очередь, равно как и чрезмерное повышение, лежит в основе многих внутренних недугов. Подход лекаря к лечению той или иной болезни должен определяться ее характером и течением. В зависимости от этого лекарю следует то занять выжидающую позицию и топтаться на месте, подобно глупой овце; то действовать быстро и ловко, подобно соколу; то действовать осторожно, окольными путями, подобно мудрой лисе; то храбро, подобно тигру, обрушиваться на болезнь всеми средствами врачевания.

Далее нирманический наставник перечислил лекарственные средства, дающие наивысший эффект при лечении различных групп заболеваний. Наилучшим лекарственным средством для всех болезней, сказал он, является «арура» (миробалан); для болезней «пневмы» - костный отвар, засахарившаяся патока, чеснок; для болезней «желчи» - разновидности «такты» (сверции чираты) и «золотой цветок» (момордика кохинхинская); для болезни «белесая флегма» - «пипилинг» (перец черный) и мед; для «болезней крови»3 - «башака» (зубчатка поздняя) и «хонлен» (шлемник байкальский); для «красно-коричневой флегмы» - «цзюнши»; при несварении - «кхаруца» (соль «кхару»); для твердых опухолей - известковое молоко; для «обширной водянки» - «тарьякэн» (ремания клейкая); для отеков - цветы рододендрона и железный порошок; для болезней сердца - мускатный орех; для болезней легких - табашир; для болезней печени - шафран и мумиё; для болезней селезенки - кардамон, перец длинный и перец черный; для болезней почек считается4 лучшим кардамон белый и красно-коричневый; для ревматизма - ослиная кровь; для бессонницы - молоко и т. д. Рекомендация лекарственных средств завершается указанием наиболее полезных в диете больного пищи и питья. В качестве наиболее полезной для больного пищи рекомендуется цзамба из старого ячменя, хорошо очищенного от посторонних примесей. Наиболее полезными являются - парное молоко и «в настоящее время»5 пекинский кирпичный чай высшего сорта.

Лист 75 рис.3

В завершение данной главы говорится, что некогда благие времена сейчас превратились во времена злосчастные. Последнее пятисотлетие6 в силу ухудшения людских нравов стало настоящим очагом всяческих недугов. Прельщенные ересью люди, забыв о благочестии, творят зло в погоне за материальными благами. Злокозненные демоны, а также мамо и дакини, возмущенные людскими пороками, наслали на них многие эпидемии. Поэтому очень важно уметь защищаться от злых сил. Защищаться можно при помощи различных снадобий и амулетов, изготовляемых ламами-лекарями, а также чтением мантр. Так, например, берется ряд ингредиентов растительного, животного и минерального происхождения, включающих7 : камфору, гвоздику, кардамон, мускус, камедь, сернистый мышьяк, серу, мясо лошади, кулана и осла, когти, пух, помет и желчь ночных птиц, помет, желчь и когти диких зверей, мясо обитателей вод - лягушки, головастика, рыбы и змеи, зерна различных злаков, различные яды и виды крови. Все эти ингредиенты растираются в мельчайший порошок, из которого изготовляются пилюли. Окуривание такими пилюлями и принятие их внутрь рассеивает всех демонов и защищает от мора.

Для защиты от болезней ламы-лекари изготовляют различные амулеты, также состоящие из многих лекарственных средств. Один из таких амулетов включает в себя аконит, мускус, серу, аир болотный, ароматную древесину дерева сал, имбирь. Амулет носят в мешочке на шее, и он «сжигает заразные болезни подобно огню калпы»8.

От демонов и болезней помогает также чтение наизусть различных мантр. Вот, например, одна из них: «ом-хри-де-ва-ле-ка-пхур, би-тхур-сонг, би-хуп-сонг, мур-я-сонг, ла-цзи-сонг, бандха-бандха-сонг, ваджра-бане-бане-сонг, ти-ка-джня-на-сонг, бу-цза-йо-гини-сонг».

В заключение нирманический наставник сказал, что вообще-то говоря, земные будды - проповедники Учения многими чудесными способами излагали различные аспекты науки врачевания ради блага людей. Так, в Индии-святой земле-они главным образом рассказывали о лекарственных средствах, в Китае - о притираниях и очищениях, в Непале - о кровопусканиях, в Тибете - о диагностировании по пульсу и моче, сонму небожителей - о методике лечения и процедурах, сонму небуддистов было поведано о врачевании с помощью черной магии. В «Четверокнижии»же представлена наука врачевания в целом, и нет того, что было бы упущено.

Лист 75 рис.4

Глава 27 «Завершение изложения «Четверокнижия»». Глава открывается недоуменными вопросами риши Илэ Кье к нирманическому наставнику. Бывает, начал вопрошающий, что болезнь, хотя и подвергается врачеванию в самом начале, однако она не отступает, а, наоборот, обостряется. Лечение продолжается в соответствии с предписаниями медицинских трактатов, но ни лекарства, ни процедуры не помогают. В конце концов, несмотря на искусного лекаря и смышленого прислужника при больном, он умирает (рис. 63-71). Но бывает и так, что больной не лечится, а если лечится, то лечат его неправильно, лекарства и процедуры прописывают неподходящие, но тем не менее больной выздоравливает. Так какой же смысл в медицине и ее лекарствах? (рис. 72-76).

Отбрось свои сомнения, сказал на это нирманический наставник. В зависимости от характера кармы индивида все четыреста четыре болезни делятся на четыре группы. Так, сто одна болезнь являет собой болезни, кармические силы которых невелики, а сопутствующие факторы, спровоцировавшие их появление, незначительны. Это - мимолетные болезни, которые могут пройти и без лечения. Если к тому же их правильно и своевременно лечить, то выздоровление наступит еще быстрее. Так, например, человек, упавший на землю, может и сам подняться, но он встает быстрее, если ему подать руку. В этом случае, если на первый взгляд болезнь носит и серьезный характер, она также пройдет сама собой. Так, на небе соберутся тучи, прольет дождь, но затем выглянет солнце и все подсохнет. Сто одна болезнь связана со специальным кармическим воздаянием и являет собой так называемые «болезни, вызванные иллюзорными демонами». Лечение таких болезней требует не лекарств и процедур, а совершения должных ритуалов, характер которых определяется диагностикой и обследованием мочи (рис. 77-87).

Примечание:

1 Прохладительные лекарства - группа лекарств, врачующих болезни жара, горячительные лекарства - группа лекарств, врачующих болезни холода.

2 Согласно представлениям тибетских медиков, при нарушении баланса «огненной теплоты» желудка жидкость, образующаяся в результате растворения пищи, не может расслоиться на осадочную часть, выводимую затем из организма в виде кала и мочи, и на питательный сок, трансформирующийся в различные компоненты тела. Считается, что наличие подобной жидкости в организме вызывает многие заболевания: водянки, отеки, опухоль, «красно-коричневую флегму», болезни крови и «желтой воды».

3 «Болезнями крови» в тибетской медицине называются болезни, вызванные, с точки зрения тибетских врачей, расстройствами функций крови.

4 В некоторых случаях автор данного трактата, давая те или иные рекомендации, употребляет выражения: «говорят, считается», как бы снимая с себя этим ответственность за данную рекомендацию.

5 Автор говорит - «в настоящее время», поскольку в «Четверокнижии» упомянуто только парное молоко.

6 Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания «Четверокнижия» в граде «Прекрасном» (см. л. 1), первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется «пятисотлетие скверны».

7 Последующее перечисление дано в том же порядке, что и в трактате «Голубой берилл» (ГБ, кн. IV, л. 176, монгольское изд.).

8 «Огонь калпы» - нерукотворный огонь, который, согласно представлениям буддистов, уничтожает вселенную, когда истекает срок ее существования.

Лист 74
Оглавление
Лист 76

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz