Атлас тибетской медицины

Глоссарий буддийских терминов и имен
встречающихся в русском тексте, поясняющем содержание листов свода иллюстраций

авадхути (санскр. avadhuff, dhuff; гиб. dbu-ma) назв. центрального канала психической энергии в тантризме

Авалокитешвара (санскр. Avalokitesvara, «зрящий глаз»; тиб. pyag-rdor) - один из главных бодхисагтв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение безмерного милосердия и состра­дания. Его изображают то похожим на индийского царевича, то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук. Его земным проявлением считают далай-ламу.

адский мир (тиб. dmyal-gnas) ад живых существ (один из шести миров сансарического бытия)

Акшобхья (санскр. Ak§obhya, «невозмутимый», «неколебимый»; тиб. rdor-sems) - один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он нахо­дится или на востоке, или в центре; он синего цвета, и его правая рука касается земли. Его женским соответствием является Лочана. Из Акшобхьи эманирует бодхисаттва Ваджрапани.

«алая-виджняна» (санскр. alaya-vijnana; тиб. kun-bzhi'i-rnam-shes)

абсолютное сознание, сознание-вместилище, сознание-сокровищница. На фоне шуньяты («пустоты», или безатрибутного истинносущего) объединяются единичные «алая-виджняна», названные так на том основании, что они «вмещают в себя все дхармы»; таким образом, являются не отдельными реальностями, а только частичными проявлениями абсолютного сознания. Сознание-сокровищница («алая») напоминает «атман» - индивидуальный духовный субстрат личности.

алмазное сиденье (санскр. vajrasana; гиб. rdo-rje-gdan)

1) Бодхагая (назв. священного места в Индии, где Будда Шакьямуни обрел полное просветление, пребывая под деревом Бодхи);

2) имя будды; 3) особая поза сидения, при которой руки сложены в отверстие между телом и скрещенными ногами.

Амитабха (санскр. Amitabha, «неизмеримый свет»; тиб. snang-mtha') один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он находится на западе; он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцаия, держа в руке патру (чашу подаяния). Его женским соответствием считается Пандаравасини, и из нее эманирует бодхисаттва Авалокитешвара. Его земным проявлением считают панчен-ламу.

амрита (санскр. amrta; тиб. a-mri-ta) эликсир бессмертия, напиток бессмертия или_духовная жизнь.

Ананда (санскр. Ananda, «радость»; тиб. kun-dg'a-bo) двоюродный брати любимый ученик Будды Гаутамы, который, по преданию, на Первом буддийском соборе в Раджагрихе, состоявшемся вскоре после смерти Будды, продиктовал все его проповеди по вопросам вероучения и этики, составившие раздел сутр буддийского канона.

апсары (санскр. apsaras) речные божества, или нимфы, также

небесные нимфы. В поздних ведах о них говорится, что они обитают на земле, на деревьях, откуда слышатся звуки их лютней. В послеведийской литературе апсары - танцовщицы и куртизанки в небесном царстве Индры.

асура (санскр. asura, букв, «обладающие жизнью, жизненной силой»; тиб. lha-min) титанические демоны, обитающие под горой Меру и враждующие с богами; в буддийской мифологии (санскр. и пали asura «не бог») существа, образующие один из шести миров сансары. Асуры обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточенные бои с богами, хотя всегда терпят поражение. В мифологии ваджраяны символизируют зависть.

Атрея (санскр. Atreya; тиб. drang-srong-chen-po-rgyun-shes-bu)

1) небесный риши Атрея (все небесные риши произошли от отца-небожителя и матери-земной женщины); также «сын потока мудрости»- земной риши Атрея (в древнеиндийской мифологии один из древнейших мудрецов, которому приписывалось создание многих гимнов «Ригведы». Он порожден Ману ради сотворения вселенной, является одним из известных семи риши и одной из звезд Большой Медведицы); 2) Атрея - выдающийся индийский врач, живший в Такшашиле во времена царя Бимбисары, известный своим знанием лечения болезней и хирургии, включая трепанацию черепа.

Ашвагоша (гиб. gnas-lnga-pan-chen-ma-khol-zhabs) Знаток пяти наук Ашвагоша, II в. Знаменитый врач из Западного Кашмира брахманского происхождения, ученик Нагарджуны. Известным врачом была и его жена Ратнасиддхи. Ашвагоша написал ряд известных трактатов по медицине, наиболее монументальным из которых является «Восемь разделов лекарственных средств» (Astanga-hrdaya-sarnhita-nama), переведенный на тибетский язык.

Ашвини (тиб. tha-skar) 1) назв. созвездия, представленного в буддий ской астрономии женщиной, сидящей верхом на лошади;

2) назв. богини, главенствующей в этом созвездии; 3) Ашвини - мать двух близнецов, божественных лекарей.

Ашвины (санскр. Asvini-putrau, сыновья Ашвини; гиб. tha-skar-gyi-pu-gnyis)

1) Ашвины («обладающий конями», или «рожденный oт коня») в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе. Они появляются на небе перед рассвеом в золотой колеснице, запряженной конями или птицами, приносят людям богатство, пищу, коней, счастье, победу;

2) в позднее время Ашвины (др.-инд. «божественные врачи», «всезнающие») - божественные целители, которые возвращают жизнь умершим, излечивают слепых и хромых, даруют долгую жизнь, жизненную силу, спасают моряков, потерпевших кораблекрушение, дают калекам искусственные ноги и находят мужей старым девам.

бардо (санскр. antarabhava; тиб. bar-do, букв, «промежуточное состояние») состояние между смертью и будущим рождением, длящееся максимально 49 дней, во время которого сознание пребывает в облике ментального тела.

«Белая богиня» (тиб. lha-dkar-mo) назв. болезнетворной демоницы.

благая заслуга (санскр. punya; тиб. bsod-nams) результат доброго деяния, формирующего хорошую карму, плод которого проявляется в последующем рождении.

«Благородный холм цвета меди» (тиб. zangs-mdog-dpal-ri) назв. легендарной обители Падмасамбхавы на Шриланке.

«Богиня» (тиб. lha-mo) имя болезнетворного духа.

«богиня-демоница» (тиб. lha-mo-bdud-ma) назв. гибридного класса болезнетворных духов.

бодхисаттва (санскр. Bodhisattva; тиб. byang-chub-sems-dpa)

1) в хинаяне—эпитет Будды Гаутамы, относящийся к его прежним рождениям;

2) в махаяне - термин, обозначающий того, кто достиг наивысшего состояния, но добровольно не покинул сансару, чтобы указывать другим существам путь к спасению. Божественные бодхисаттвы представляют собой просветленный ум, действующий в жизни.

бодхичитта (санскр. bodhicitta; тиб. byang-chub-sems) просветленное сознание.

«Божество войны» (тиб. dgra-lha) назв. болезнетворного духа.

«божество-хранительница, обитающая в снежных горах» (тиб. srung-ma-gangs-gnas) назв. вредоносного Злого духа.

бон (тиб. bon) назв. древней религии Тибета; ban-bon

1) бонский жрец;

2) буддийский священник и бонский жрец.

«Бонская защитница» (тиб. ban-bon-srung-ma) назв. болезнетворной демоницы.

Брахма (санскр. Brahma; тиб. tshangs-pa)

1) в индуистской мифологм высшее божество; творец вселенной. В триаде верховных богов индуизма Брахма противостоит Вишну, который сохраняет вселен ную, и Шиве, который ее разрушает;

2) в буддизме владыка богов мира форм.

брахман (санскр. brahmana; тиб. bram-je) член высшего сословия (варны) древнеиндийского общества.

будда (санскр. buddha; тиб. sangs-rgyas) «пробужденный» - тот, кто обрел высшую истину и достиг нирваны. Может относиться к божественным буддам, которые являются аспектами принципа просветления, или к любому просветленному существу, в особенности к Будде Гаутаме, историческому Будде.

Бхагават (тиб. bcom-ldan-'das) имя, эпитет Будды и бодхисаттв.

Бхайшаджьягуру (санскр. Bhaisajyaguru Vaiduryaprabharaja; тиб. bai-durya-'od-sman-gyi-bla) Верховный целитель, Владыка бериллового сияния. (Культ Бхайшаджьягуру возник не позже II в., он обитает в своем раю, который расположен на Востоке. В этом раю почва состоит из вайдурьи, дома построены из разных драгоценных камней, там отсутствуют страдания и нет женщин. Функцией Бхай­шаджьягуру является проповедь Дхармы в своем раю, а также лечение болезней и продление жизни в других мирах.)

бхута (гиб.'byung-po) 1) злой дух; 2) назв. класса демонов, приносящих болезни.

ваджра (санскр. vadjra; гиб. rdo-rje) в ранние ведические времена ваджра была божественным оружием Индры, бога неба и повелителя грома и молнии, и переводилась как перун (скипетр) Индры. Тибетское значение ваджры - «повелитель камней», или «алмаз»; является также ритуальным предметом ламы-тантриста, символизирующим твердость и неразрушимость.

Ваджрапани (санскр. Vajrapani, «с ваджрой в руке»; тиб. phyag-na rdor-rje) бодхисаттва, воплощающий силу и могущество всех будд, главное тантристское божество.

Вайрочана (санскр. Vairocana, «сияющий»; тиб. rnam-snang) блеск, сияние, один из пяти дхьяни-будд (или будд созерцания), в мандале которых находится или в центре, или на востоке; он белого цвета и держит в руке дхармачакру («колесо учения»). Его женским соответствием является Ваджрадхатешвари, и из него эманирует бодхи­саттва Самантибхадра.

Вайшравана (тиб. rnam-thos-mthing-kha-'dod-dgu-ster) «Синий Вайшравана, исполняющий все желания» (один из четырех охранителей сторон света, или «четырех великих царей», охраняющих Север, повелитель якшей).

Варуна (тиб. cu-lha) в древнеиндийской мифологии владыка вод Варуна изливает космические воды (он бог дождя), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки — его сестры.

«великое счастье» (санскр. mahasukha; тиб. bde-ba-chen-po) термин для выражения качества опыта отсутствия «я» в махамудра-тантре (тантра великого символа). Конечная недуальная мудрость (джняна) лежит за пределами «эго», и поэтому нет сущности для испытания свободы этого состояния. Великое блаженство есть неузнанное качество всего сознания, либо дуалистичного, либо свободного.

«верхний демон» (тиб. sten-gdon) назв. класса злых духов.

виджняна (санскр. vijnana; тиб. rnam-shes) комплекс различительного сознания, сознание в смысле центрального потока элементов сознавания, причем оно является единичной дхармой, т. е. в каждом моменте, наряду со всеми другими дхармами, имеется только одно «виджняна», сменяющееся новым в следующий момент. «Виджняна» рождается беспрерывно, но не бывает того, чтобы в один момент было два «виджняна»; одно из пяти скандх.

Вирудхака (тиб. ‘phags-skyes-ser-po-ral-gri-‘phyar) Желтый Вирудхака с занесенным мечом, один из четырех охранителей сторон света, или «четырех великих царей», охраняющий Юг, повелитель кумбхандов, которые составляют его свиту.

Вирупакша (гиб. spyan-mig-bzang-dmar-sprul-zags-'dzin) «Красный Вирупакша с волшебным арканом», один из четырех охранителей сторон света, или «четырех великих царей», охраняющий Запад, повелитель нагов.

Вишну (тиб. khyab-'jug) один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой так называемую божественную триаду - тримур ги, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно Создателя, Хранителя и Разрушителя мироздания.

«Владыка» (тиб. rgyal-po) назв. демона, назв. класса злых духов.

«Владыка бериллового сияния» см. Бхайшаджьягуру.

«Владыка Брахма-Цветок богов» (тиб. mnga'-bdag-tshan-pa-lha'i-me-tog) эпитет тибетского царя Грисон Девцзена (755-797 гг.)

«Vladyka sokrovennogo» (тиб. gsang-bdag. bsang-bdag) эпитет бодхи-саттвы Ваджрапани.

«вредящий заклинаниями» (тиб. byad-sdems) назв. злого духа.

«Всезнающий с белым лотосом в руке» (тиб. kun-khyen-phyag-na-pad-dkar-'chan) эпитет пятого иерарха школы Гелукпа далай-ламы Агвана Лобсана Гьяцо (1617—1682), объединившего Тибет в единое теократическое государство под своей верховной властью. Далай-лама V известен как автор многотомных религиозно-философских и исторических трактатов, а также как инициатор сооружения знаменитой медицинской школы-монастыря близ Лхасы. Вошел в историю Тибета под прозвищем «Великий Пятый».

«Всезнающий - украшение сансары и нирваны» (тиб. srid-zhi'i-gtsug-rgyan-tham-cad-mkhyen) эпитет Далай-ламы V.

«вступивший в поток» (тиб. rgyun-du-zhugs-pa) т. е. ставший на стезю духовного совершенствования, ведущую к выходу из сансаричес кого бытия; достигший первой степени святости буддийского монаха.

гандхарва (тиб. dri-za, букв, «питающийся запахами») небесный музыкант-класс полубогов, живущих в высшей части неба; в послеве-дийской мифологии они становятся небесными певцами и музыкантами; постоянно ассоциируются с апсарами-небожительницами.

Ганеша (др.-инд. Ganesa; тиб. tshogs-bdag) Слоновоголовый Ганеша, принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; он изображается с человеческим туловищем, красного или желтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень; он считается богом мудрости и устранителем препятствий.

Гаруда (санскр. garuda; тиб. bya-khyung)1) в древнеиндийской мифологии царь птиц - пожиратель змей, ездовое животное Вишну. Гаруда изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями , когтями и клювом, по поверью, Гаруда рождается сразу взрослой особью, что символи­зирует просветленное (пробужденное) состояние ума; 2) орел; грж

гнев, гневливость (тиб. zhe-sdang) одно из трех ядов в буддизме.

гордыня (санскр. mana; тиб. nga-rgyal) высокомерие (в буддизме один из «трех главных ядов»: гордыня, страсть, омраченность, - привязывающих к сансарическому бытию).

«Господин» (тиб. pho-lha) назв. болезнетворного духа.

«Госпожа» (тиб. mo-lha) назв. болезнетворного духа.

 

дакини (санскр. dakim; тиб. mkh'a-'gro-ma, «движущиеся по небу») в буддийской мифологии тантристские богини, олицетворяющие женское энергетическое начало, связанное со знанием и интеллектом, которое может быть разрушительным или творческим (созидающим).

«дамси» (тиб. dam-sri) назв. класса злых духов.

«дамси-чародей» (тиб. dam-sri-dgong-pa) назв. гибридного класса злых духов.

дар предвидения (санскр. abhijna; тиб. mngon-shes) одна из способностей, присущих Будде, которой можно достичь с помощью медитативной практики.

«делающий печальным», «наводящий печаль» (тиб. ma-dga'-byed) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

«демоница Мара» (тиб. bdud-ma) назв. болезнетворного злого духа.

Джамбудвипа (тиб.'dzam-gling)

1) древнее название Индии;

2) мифический южный континент, один из континентов буддийской космогонии;

3) мир людей (как один из миров сансары, по представлению буддистов).

джняна (санскр. jnana; тиб. ye-shes) совершенная абсолютная божественная мудрость.

Дипамкара (санскр. Dipamkara; тиб. sangs-rgyas-mar-me-mdzad) имя мифического будды.

дхарма (санскр. dharma, букв, «носитель»; тиб. chos) 1) трансцендентный носитель качества или признака, трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни; 2) состояние сознания, фактор психической жизни; 3) элемент бытия; явление; объект; качество; 4) Дхарма, Учение, буддийская религиозная доктрина,буддизм.

дхармадхату (санскр. dharmadhatu; тиб. chos-kyi-dbyings) пространство, сфера или обитель дхармы. Дхармадхату выражает идею всеохватывающей матрицы, в которой все явления (феномены) возникают, живут и прекращаются.

дхармакая (санскр. dharmakaya; «тело Дхармы, истины»; тиб.

chos-kyi-sku) абсолютная природа Будды, космическое тело Будды.

Дхармапала (санскр. dharmapala; тиб. chos-skyong) «Защитник Дхармы» (эпитет, даваемый божествам-хранителям, а также лицам, обычно монахам-прорицателям, в которых проявляет себя божество-хранитель).

Дхармараджа (тиб. chos-rgyal, букв. «Царь Дхармы»)

1) царь, который правит согласно буддийским законам;

2) эпитет владыки смерти;

3) почтительный титул, прилагаемый к прославленным буддистам.

дхармата (санскр. dharmata; тиб. chos-nyid) дхармичность, дхармическая природа вещей; тотальность основных элементов, сущность реальности.

Дхритараштра (тиб. yul-'khor-dgar-po-piwang-'dzin) «Белый Дхритараштра с цитрой», один из четырех охранителей сторон света, или «четырех великих царей», охраняющий Восток. Он правит гандхарвами, которые составляют его свиту.

 

зависть, ревность (санскр. Trsya; тиб. phrag-dog) одно из пяти ядов в буддизме.

«злой дух богатства» (тиб. dror-'dre) назв. класса злых духов.

«злой дух болей» (тиб. zhing-'dre) назв. вредоносного злого духа.

«злой дух мертвых» (тиб. gshin-'dre) назв. класса злых духов; мертвый человек также может превратиться в демона, если в момент смерти он дает обет смерти против кого-либо или если он умирает насильственной смертью. Принцип сознания убитого человека тогда управляется и ведется желанием убить своего убийцу; он желает оборвать его жизненную силу (srog).

 

идам (санскр. istadevata; тиб. yi-dam) охраняющее божество в тантризме, которое адепт выбирает своим наставником и защитником либо на всю жизнь, либо для отдельных (особых) случаев. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.

Индра (санскр. satakratu; тиб. brgya-byin букв, «совершивший сто жертвоприношений») в буддийской мифологии владыка 33-х нижних божественных миров; в индийской мифологии бог грома и молнии.

«имеющий руки на шее» (тиб. gnya'a) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

«иссушающий» (тиб. skem-byed) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

 

йогин (тиб. rnal-'byor-pa) тот, кто практикует йогу.

 

капала (санскр. kapala; тиб. thod-pa) чаша из черепа, обычно используется в тантристских ритуалах.

карма (санскр. niyati, samaya; тиб. sngon-las) поступок, деяние - основной термин буддийской концепции о причинно-следственной связи, согласно которой плохой поступок неизбежно приносит плохие плоды, и наоборот. Совокупность хороших и плохих поступков, совершенных в прошлых рождениях, формирует удел человека в настоящем рождении.

Кашьяпа (санскр. Kasyapa; тиб. 'od-srungs) в буддийской мифологии ученик Будды Шакьямуни. В текстах хинаяны Кашьяпа считается одним из самых выдающихся архатов. После смерти Будды Кашьяпа председательствовал на Первом буддийском соборе, где якобы были установлены канонические тексты буддизма.

клеша (санскр. klesa; тиб. nyon-mongs) будд, осквернение; нравственно-нечистые элементы; в буддизме насчитывается 84.000 клеш, сведенных к так наз. «трем ядам»; ряд дхарм волнений метафизичес­кого характера, проявляющихся в пределах иллюзорного бытия, главным образом в виде так называемых страстей и пороков.

«круг божеств» (тиб. lha-'khor) назв. божеств, внимавших Будде Гаутаме, когда тот в ипостаси Верховного целителя преподавал науку врачевания, в их числе: a) brgya-byin-mig-stong-can Индра тысячеглазый. В «Махабхарате» у Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму; б) sman-pa-tha-ska-bu Божественный лекарь, сын Ашвини.

«круг буддистов» (тиб. nang-'khor) назв. буддийского окружения Будды Гаутамы, когда тот в ипостаси Верховного целителя преподавал науку врачевания; в этот круг входили; a) khrims-ldan-kun-dga-bo Вместилище закона Ананда; б) 'jam-dpal-gzhon-nur-gyur Манч-жушри-Кумарабхута (Кумарабхута - эпитет Манчжушри - «бывший принц»); в) gtum-po-phyag-na-rdorСвирепый Ваджрапани; г) spyan-ras-gzigs-dbang-rgyal Милостивый Авалокитешвара; д) 'tsho-byed-gzhon-nu'i-zhabs Кумарадживака.

«круг небуддистов» (тиб. phyi-'khor) назв. божеств индуистского пантеона, внимавших Будде Гаутаме, когда тот в ипостаси Верховного целителя преподавал науку врачевания.

Кумарадживака (тиб. 'tsho-byed-gzho-nu) знаменитый лекарь царя Бимбисары древнеиндийского царства Магадхи, ученик Атреи, превзошедший своего учителя. По преданию, он исцелил Бимбисара от свища, после чего был назначен придворным врачом, вылечил царя Аванти, предписав ему гхи (топленое масло) в качестве лекарства. По утверждению буддистов, Кумарадживака лечил Будду Гаутаму: предложил ему проделать ряд лечебных процедур и добился его полного выздоровления.

Кумбханда (санскр. и пали kumbhanda, kumbhanda, букв, «имеющий тестикулы - горшки») в буддизме разряд уродливых духов (иногда карликов), обычно упоминаемых вместе с асурами и гандхарвами. Кумбханды обычно враждебны людям, но в качестве свиты Вирудхаки они поклоняются татхагатам и бодхисаттвам.

 

лалана (санскр. lalana; тиб. rkyang-ma) в тибетском тантризме название левого или белого канала психической энергии, примыкающего к центральному каналу (dbu-ma) и нисходящего с уровня бровей в район ниже пупка.

лама (тиб. bla-ma) 1) общепринятое почтительное название всех духовных лиц (монахов) в Тибете и Монголии, хотя формально право называться ламой имеют только монахи, прошедшие курс монастырского обучения; 2) гуру, духовный наставник.

«лесной красно-коричневый» (тиб. nags-smug) назв. болезнетворного демона.

«локальный злой дух» (тиб. phyogs-'dre) назв. класса злых духов.

«локальный злой дух-мара» (тиб. phyogs-'dre-bdud) назв. гибридного класса злых духов.

«локальный злой дух-могущественный» (тиб. phyogs-'dre-btsan) назв. гибридного класса злых духов.

«локальный злой дух - хозяин местности» (тиб. phyogs-'dre-sa-bdag) назв. гибридного класса злых духов.

«лошадь цзями» (тиб. ja-mi-rta) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

львиный престол (тиб. seng-ge'i-khri) торжественное квадратное седалище, которое помещается на трех ступеньках в главном зале буддийского храма прямо против входных дверей и поддерживается четырьмя или восемью изваяниями львов.

 

мандала (санскр. mandala, «круг», «диск», тиб. dkyil-'khor) один из основных сакральных символов в буддийской мифологии. В тантристских ритуалах мандала — сфера обитания божеств. Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели вселенной, «карты космоса», причем вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата.

Майтрея (санскр. Maitreya, «любовь», тиб. sangs-rgyas-byams-pa) грядущий будда (в буддийской мифологии бодхисаттва и будда грядущего мирового порядка. Считается, что Майтрея в данный момент обитает в небе Тушита, где ждет времени своего вступления в качестве будды в мир людей. Он родится, когда длительность жизни людей достигнет 84.000 лет и весь мир будет находиться под управлением одного справедливого буддийского правителя).

Манчжугхоша (тиб. 'jam-dpal-dbyangs, «красивый голос») одно из имен бодхисаттвы Манчжушри.

Манчжушри (санскр. ManjusrT, букв, «красивое сияние», тиб. 'jam-dpal) один из трех главных бодхисаттв. Олицетворяет вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани мудрость; обычно его изображают красивым индийским царевичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу «Праджня-парамита». Земным воплощением Манчжушри считался основатель школы гелук Цзонкхапа (начало XV в.).

«мамо» (санскр. matrka; тиб. ma-mo) назв. класса злых духов женского рода, входящих также в число пятнадцати великих демонов детских болезней.

Мара (тиб. bdud) 1) в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло и все то, что приводит к смерти живые существа; 2) в тибетской медицине название класса болезнетворных злых духов.

Махадева (санскр. Mahadeva «Великое божество»; тиб. maha-de-ba'i-mtshan) 1) эпитет Шивы; 2) назв. болезнетворного демона.

«мацянг» (тиб. ma-'phyang) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

медитация (санскр. bhavana; тиб. sgom-pa) сосредоточение сознания (на каком-либо священном объекте или буддийской доктрине), процесс погружения в созерцание.

Меру (тиб. ri-rab) мифическая гора Меру, в древнеиндийской мифологии огромная золотая гора, центр земли и вселенной: вокруг Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды, от нее, как лепестки лотоса, расходятся мифические континенты (четыре или семь); на ней живут высшие боги (Брахма, Вишну, Шива, Индра и др.), гандхарвы, риши и др. мифические персонажи. Ганга с небес стекает сначала на Меру, а потом — вниз, на землю.

«местное божество» (тиб. yul-lha) назв. болезнетворного духа.

«Милосердный ко всем Владыка мира» (тиб. kun-la-brtse-ba-'jig-rten-dbang) эпитет бодхисаттвы Авалокитешвары.

мир асуров (тиб. lha-min-gnas) один из шести миров сансары.

мир животных (тиб. dud-'gro'i-gnas) один из шести миров сансары.

мир людей (тиб. mi'i-gnas) один из шести миров сансары.

мир небожителей, мир богов (тиб. lha'i-gnas) один из шести миров сансары.

мирный и гневный (тиб. zhi-khro) аспекты божества.

мир прет (тиб. yi-dwags-gnas) один из шести миров сансары.

«могущественный» (тиб. btsan) назв. класса злых духов.

мудра (санскр. mudra; тиб. phyag-rgyas) знак (символ), выраженный при помощи руки, ладони и пальцев; обладающий магической силой.

«мудрость исполнения деяний» (тиб. bya-grub-ye-shes) мудрость, которая очищает от зависти (один из пяти видов запредельной мудрости в тибетском буддизме).

«мудрость, подобная зеркалу» (тиб. me-long-ye-shes) мудрость, которая очищает от омрачения (омраченности) (один из пяти видов запре­дельной мудрости в тибетском буддизме).

«мудрость равности» (тиб. mnyam-nyid-ye-shes) мудрость, которая очищает от гневливости (один из пяти видов запредельной мудрости в буддизме).

«мудрость шуньяты» (тиб. stong-nyid-ye-shes) мудрость, которая очищает от гордыни (один из пяти видов запредельной мудрости в тибетском буддизме).

 

нага (санскр. naga; тиб. klu) 1) назв. мифических существ, обитателей подземного мира, рек, озер, водоемов, которых представляют в виде полузмей-полулюдей; 2) назв. класса злых духов.

«нага-могущественный» (тиб. klu-btsan) назв. гибридного класса злых духов.

«нага-демон» (тиб. klu-gdon) назв. класса гибридных болезнетворных духов.

«нага-мара» (тиб. klu-bdud) назв. класса болезнетворных демонов.

«нага-ракшас» (тиб. klu-srin) назв. гибридного класса злых духов.

Нагарджуна (гиб. dpal-mgon-na-ga-rdzu-na'i-zhabs) 1) известный индийский философ и ученый буддизма махаяны. Крупнейший представитель махаянской школы шуньявада - «учение о пустоте», жил в Южной Индии. Время его жизни примерно II-III вв. Привер­женцев Нагарджуны именовали «мадхъямиками» - сторонниками «срединного пути»; 2) один из 84-х сиддхов.

«нага-сен» (тиб. klu-bsen) назв. гибридного класса злых духов.

«намчу» (тиб. nam-gru) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

«намчу иссушающая» (тиб. nam-gru-skem-mo) назв. демоницы.

«намчу синяя» (тиб. nam-gru-sngon-mo) назв. демоницы.

«небесное божество» (тиб. gnam-lha) 1) эпитет Чакравартина; 2) название болезнетворного демона.

«небесный тхе» (тиб. gnam-the) назв. класса злых духов.

неведение; невежество (санскр. avidya; тиб. ma-rig-pa) будд, первое звено в причинно-следственной цепи обусловленных рождений.

«нежный бык» (тиб. glang-'jam-po) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

нирвана (тиб. mya-ngan-las-'da') основной метафизический термин буддизма, обозначающий высшее запредельное существование духовного бытия.

нирманакая (санскр. nirmanakaya; тиб. sprul-sku) тело эманации, нирманическое тело, физическая земная форма Будды и других
воплощенных существ.

нирманический (тиб. sprul-pa) сотворенный чудесной силой Будды.

 

«обладающая кулаками» (тиб. khu-tshur-can) демоница, входящая в число пятнадцати великих демонов детских болезней.

«озерная врачевательница» (тиб. mtsho-sman) назв. класса злых духов.

«Океан звуков Дхармакирти» (санскр. Dharmaklrtisagaragho§a; тиб. chos-kyi-grags-pa-rgya-mtsho'1-dbyangs) имя одного из восьми Bepxовных целителей или будд медицины.

Ом (тиб. от) слоговая мантра, которая означает высшую истину; порождающая фонема тела всех будд.

омраченность (тиб. gti-mug) в специальном смысле - это одно из трех качеств человеческой природы: гневливость, страсть и омраченность. Оно символизируется свиньей, в круге сансарического существования помещается в центре, наряду со змеей и петухом, которые олицетворяют гнев и чувственные страсти.

«опасный» (тиб. gnyan) назв. класса злых духов.

«отнимающий память» (тиб. brjed-byed) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

 

Падмасамбхава (санскр. padmasambhava, «возникший из лотоса», тиб. padma-'byung) великий тантрик и маг, полулегендарная личность, выходец из Кашмира, который жил в VIII в. и содействова. распространению буддизма ваджраяны в Тибете. Считается духовным предтечей тибетской буддийской школы нинма. Падмасамбхав завершил в 755 г. строительство первого в Тибете буддийского монастыря Самье.

пандит (санскр. pandita; тиб. pan-chen) ученый, ученый муж.

патра (тиб. Ihun-bzed) чаша для сбора подаяния, атрибут буддийского монаха.

перцептивный комплекс (санскр. samjna; тиб. 'du-shes) группа процессов «различения», один из пяти комплексов индивидуального существования. «Санджня» сводится к мгновенным переживаниям различия каждого из наблюдаемых составных элементов от других; так, напр., возможность сказать, что данное нечто есть «длинное», а не «короткое» и т. д., объясняется действием элемента различения. На присутствии этого элемента основана вообще возможность сознательной жизни, так как иначе все казалось бы одинаковым.

пишача (др.-инд. pisaca; тиб. sha-za) в древнеиндийской мифологии злобные и вредоносные демоны, насылающие болезни, нападающие на людей и питающиеся их мясом и кровью.

«подстрекаемый злой дух» (тиб. rbad-'dre) назв. класса злых духов.

«Прародитель Брахмы» (тиб. mes-po-tshangs-pa) в тибетской мифологии прародитель всех живых существ.

пратьекабудда (санскр. pratyekabuddha; тиб. rang-sangs-rgyas) «будда для себя», «индивидуальный будда», будда, достигший личного спасения, но которому не дано заниматься проповедью Учения.

прета (санскр. preta; тиб. yi-dwags) 1) голодный дух - в буддийской мифологии духи, которые не могут удовлетворить свои желания. Преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше, чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были жадными, скупыми, жестокими и прожорливыми; 2) болезнетворный злой дух.

«приводящий (ум) в смятение» (тиб. gyens-byed) назв. злого духа.

«птица» (тиб. Ьуа) один из великих демонов детских болезней.

«Пузатый» (тиб. gml-bum) разновидность прет.

пхунгси (тиб. 'phung-sri) назв. класса злых духов.

пять первоэлементов (санскр. bhuta; тиб. 'byung-ba-lnga) «земля», «вода», «огонь», «воздух», «эфир» (небесное пространство), из которых, по представлению буддистов, состоит все сущее.

 

«различительная мудрость» (тиб. sor-rtog-ye-shes) мудрость, которая очищает от страстей и желаний (одна из пяти видов запредельной мудрости в тибетском буддизме).

ракшас (санскр. rak§asa; тиб. srin-po) в индийской и тибетской мифологии демон-людоед с красными глазами и шеей, который пьет кровь и питается трупами. Ракшас бродит по ночам и приносит несчастья живым существам; способен принимать разные обличья.

ракшаси (тиб. srin-mo) назв. класса злых духов женского рода.

Рамана (санскр. ramana; тиб. га-ma-na) 1) имя одной из апсар-небожительниц; 2) имя одного из небожителей, являющегося шестой аватарой Вишну.

,расана (санскр. rasana; тиб. ro-ma) в тибетском тантризме название правого, или красного, канала психической энергии, примыкающего к центральному каналу (см. авадхути) и нисходящего с уровня бровей в район ниже пупка.

Ратнасамбхава (тиб. rin-'byung, «тот (из которого) возникают драгоценности») один из пяти дхьяни-будд; Ратнасамбхава изображается в мандале дхьяни-будд на юге; он желтого цвета, его правая рука - в вараде-мудре (ладонь повернута к зрителям), что символизирует щедрость. Земным соответствием Ратнасамбхавы считают бывшего Будду Кашьяпу.

Раху (тиб. rahu) 1) мифическое существо, демон, которому удалось обманом получить доступ к амрите (напиток бессмертия) и отпить несколько глотков. Но едва амрита дошла до его горла, солнце и луна заметили Раху в толпе богов и донесли Вишну. Вишну срезал голову своим диском, но, так как голова демона от амриты стала бессмертной, она не погибла, а вознеслась на небо. С тех пор, желая отомстить луне и солнцу, голова Раху время от времени их заглаты­вает; 2) название планеты (лунного узла [асторология] – Баюн).

риши (санскр. rsi; тиб. drang-srong) 1) отшельник, или святой, обладающий сверхъестественными способностями; 2) назв. класса злых духов.

Роланг (тиб. ro-langs, «встающий труп») также Встала, в индуистской и тибетской мифологии злой дух, живущий в деревьях и на кладбищах и способный вселяться в мертвые тела.

 

«сага» (тиб. sa-ga) «козлиномордый», назв. демона.

самадхи (санскр. samadhi, тиб. ting-nge-'dzin) глубокое медитативное сосредоточение, при котором исчезает дуальность объекта и субъ­екта.

самопорожденный (тиб. bdag-bskyed) порожденный медитативным сознанием (сознание в процессе медитации); yi-dam-kyi-bdag-bskyed-len-pa, слияние с самопорожденным идамом, слияние с идамом, порожденным в процессе медитации.

сансара (тиб. 'khor-ba) реальный мир профанического существования непрерывная цепь перерождений живых существ, что является, согласно буддизму, источником страдания. (плотный мир, мир плотной, вещественной материи. В буддиской космогонии существуют и другие Миры, которые так же являются материальными, но состоящими из «более тонких» материй. Человек также является «совокупностью» нескольких (семи) тел. Тело человека, как оно понимается в современной европейской культурной традиции – кости, мышцы и другая плоть – это и есть плотное тело принадлежащие сансаре. – Баюн).

«свирепая» (тиб. gre-mo) назв. класса злых духов женского рода.

«свирепый» (тиб. gre-pho) назв. класса злых духов.

«свирепый, погибший от меча» (тиб. gre-bo-dme-grir-shi-bo) назв. класса злых духов.

«свирепый, погибший от падения с лошади» (тиб. gre-pho-rta-grir-shi-ba) назв. класса злых духов.

«свирепый, погибший от стрелы» (тиб. gre-bo-md'a-shi-bo) назв. класса злых духов.

«с головой преты» (тиб. yi-dwags-gdong) назв. одного из болезнетворных злых духов.

сенмо (тиб. bsen-mo) 1) назв. класса злых духов; 2) назв. демона.

сиддха (санскр. siddha, «совершенный», тиб. grub-thob) 1) в индуист­ской мифологии полубожественные существа, обитающие в воздушном пространстве и отличающиеся чистотой и святостью, они владеют восемью сверхъестественными способностями;

2) в буд­дийском тантризме совершенный йогин, адепт школы сиддхов, обладающий сверхъестественными способностями-сиддхами.

Сиддхарта (санскр. siddharta; тиб. don-grab) 1) имя, данное Будде Гаутаме при рождении; 2) дхьяни-будда Артхасиддхи.

сиддхи (тиб. grab-pa) сверхъестественные качества, обретенные в результате йогической практики, включающие в себя способности: становиться бесконечно малым или большим, предельно легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли и т. п.

символ кармы (тиб. sngon-las-mtshon-pa) треугольник-янтра, священный аналог женского начала, также орудие-инструмент.

скандха (санскр. skandha; тиб. phung-po) один из пяти психофизических компонентов человеческой личности.

«с мордой овцы» (тиб. lug-gdong) назв. демона.

«сор» (тиб. zor-[kha]-'phen-pa) [ритуал] «выброс жертвенной фигурки -«сор»».

«с птичьей головой» (тиб. bya-gdong) назв. демона.

«с собачьей мордой» (тиб. khyi-gdong) назв. болезнетворного демона.

«страстный» (тиб. 'dod-pa-can) «вожделеющий», один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

страсть (тиб. 'dod-chags) чувственная страсть, вожделение (одно из трех ядов в буддизме).

Сугата (тиб. bde-gshegs-rin-chen-zla-la-rgyal) Лунный владыка драгоцен­ный Сугата или (тиб. bde-gsegs-mtshan-legs-yongs-grags-dpal) благо­родный, повсеместно прославленный благими признаками. Сугата-имя будды.

Сукхавати (санскр. SukhavatI, букв, «счастливая страна»; тиб. bde-ba-сеп) в буддийской мифологии страна, где обитают дхьяни-будда Амитабха и бодхисаттвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспре­дельным счастьем.

сутра (санскр. sutra, «перекресток [дорог»], слияние [рек]; тиб. mdo) назв. священного текста, содержащего, по представлениям буддис­тов, наставления и проповеди Будды Гаутамы.

«Сущность земли бодхисаттв» (тиб. byang-sems-sa'i-snying-po) эпитет бодхисаттвы Ваджрасаны.

«сюмо» (тиб. srul-mo) демоница, входящая в число пятнадцати великих демонов детских болезней.

«сюмо слепая» (тиб. srul-mo-long-ba) назв. демоницы.

«сюмо холодная» (тиб. grang-pa'i-srul-mo) назв. демоницы.

«сюпо» (тиб. srul-po) назв. демона.

 

тантра (санскр. tantra, «непрерывность, длительность», «нить»; тиб. rgyud) 1) имеется в виду непрерывность бытия. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других буддийских учений;

2) название раздела в Тибетском каноне, содержащем тантристские тексты. ( 3)Молитва – прим. Баюна).

тантризм учение, включающее тантры индуистской традиции и тантры буддийской традиции. Обе традиции возникли в Индии, но развивались самостоятельно и существенно отличаются друг от друга. В буддийских тантрах женское начало - праджня является пассивным по своей сути, а мужское — упая является активным и динамичным.

татхагата («так ушедший» или «так пришедший», т. е. достигший цели, или просветления) - один из эпитетов будд - проповедников Учения.

Татхагата Ашока (санскр. Asokottamasri; тиб. de-bzhin-gshegs-pa-mya-ngan-med) имя одного из восьми Верховных целителей, или будд медицины.

телесные прегрешения (тиб. las-kyi-nyas-pa) убийство, прелюбодеяние, кража.

торма (тиб. gtor-ma) ритуальные изделия из масла и теста (подносимые в качестве жертвоприношения).

три тела [Будды] (санскр. trikaya; тиб. sku-gsum) три ипостаси Будды, взаимно дополняющие друг друга. Первое тело «Дхармакая» (тело Дхармы) олицетворяет изначальную и неизменную реальность. Второе «Самбхогакая» (тело блаженства) связано с пребыванием Будды в сверхъестественных существах, всезнающих, всемогущих, всеблагих, третье - «Нирманакая» (тело преобразования) - с принятием им человеческого или иного облика для пользы проповеди Учения.

три яда (тиб. dug-gsum) будд, страсть (в самом широком смысле этого слова), гневливость, омраченность или привязанность к земному бытию, их символы: петух (символ страсти); свинья (символ омраченности); змея (символ гневливости).

трое врат (тиб. sgo-gsum) Тело, Речь и Ум, или способы, с помощью которых адепт соотносится с феноменальным миром.

 

Упали (тиб. nye-bar-'khor) один из десяти ближайших учеников Будды, который на Первом буддийском соборе воспроизвел по памяти предписания относительно устройства монашеской общины, данные Буддой при жизни, составившие раздел «Виная» буддийского канона.

ушниша (тиб. dbu-gtsug) будд, нарост на голове Будды - один из 32-х главных телесных признаков, которыми отмечены будды.

 

Хаягрива (тиб. rta-mgrin) «имеющий шею лошади», в буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала; эманация будды Акшо-бхьи. Его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук. В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях у Хаягривы (в отличие от индийских каноничес­ких) в волосах помещают небольшую лошадиную голову.

«хозяин богатства» (тиб. dkor-bdag) назв. класса злых духов.

«хозяин местности» (тиб. sa-bdag) назв. класса злых духов.

«хри» (тиб. hri) 1) магический слог «хри»; 2) сущность, субстанция.

 

«царь зверей» (тиб. ri-dwags-rgyal) один из пятнадцати великих демонов детских болезней.

«цёкче докгон» (тиб. phyogs-'dre-ldogs-'gong) назв. класса злых духов, «цзонгче» (тиб. gtsong-'dre) назв. класса злых духов, «цзьипдю» (тиб. Icibs-bdud) назв. класса злых духов.

чакра (санскр. cakra; тиб. 'khor-lo) 1) круг, колесо, диск; сфера; 2) в тибетском тантризме название пяти центров психической энергии, образованных переплетением и разветвлением правого левого каналов психической энергии (см. лалана и расана) вокруг центрального канала (см. авадхути) на уровне бровей, горла, сердца пупка и половых органов; 3) сансарическое существование.

Чакравартин (тиб. 'khor-los-bsgur-ba'i-rgyal-po) Вселенский монарх — высшее духовное состояние, которое может обрести мирянин в результате своих безмерных благих заслуг.

Чандранандана (тиб. kha-che'i-mkhas-dbang-zla-ba-mngon) Кашмирский ученый, внук и ученик знаменитого врача Ашвагоши, составил комментарий на трактат своего знаменитого деда «Boceмь разделов лекарственных средств» и написал также сочинение о медицинских терминах.

«Чародей» (тиб. 'gong-po) назв. болезнетворного духа.

четыре безмерных (санскр. catvarapramana; тиб. tshad-med-pa-bzhi) а) безмерное сострадание; б) безмерная доброта; в) безмерная радостность (духовная); г) безмерное бесстрастие.

 

Шакьямуни (санскр. Sakyamuni; «Отшельник» (из племени) шакья»; тиб. sangs-rgyas-shakya-thub-pa) Будда Шакьямуни – основатель буддизма, жил в Индии в середине I тысячелетия до н. э. (по мнению большинства ученых, в 566-476 или в 563-173 гг. до н. э.); в буддийской мифологии последний земной Будда, проповедовавший Учение Шестиликий Кумара (санскр. sanmama, sanmarurah; тиб. gzhon-nu-gdong-drug) эпитет Картики, младшего сына Махадевы.

«шесть классов» (тиб. rigs-drug) шесть миров сансары: мир богов, мир асуров, мир людей, мир животных, мир прет и адский мир.

«Широколицый» (тиб. gzhin-rgyas) один из пятнадцати демонов детских болезней,

шрамана (санскр. sramana; тиб. dge-sbyong) будд, нищенствующий монах, шрамана.

«Штандарт победы» (санскр. dhvaja; тиб. rgyal-mtshan) один из восьми символов буддизма, дарующий победу над силами зла.

шуньята (санскр. sunyata; тиб. stong-pa-nyid) пустота, пустотность всех явлений, функциональная взаимозависимость или относительность

 

Ютхок Бумсен 1) (тиб. g-yu-thog-'bum-seng-mkhas-pa'i-dbang) владык; знаний (имя ученика знаменитого тибетского врача Ютхокбы Младшего (1138-1213); 2) (тиб. g-yu-thog-'bum-seng-brtse-ba'i-bdag) Владыка милосердия Ютхок Бумсен (имя старшего сына знамени­того тибетского врача Ютхокбы Младшего).

 

якша (санскр. yaksa; тиб. gnod-sbyin) 1) зловредные демоны, обитающие на земле, на горных перевалах, в воздухе или в нижних обителях богов, пожирающие человеческое мясо; 2) восемь служителей бога богатства Куберы.

Ямараджа (санскр. yama; тиб. gshin-rje) Владыка мертвых- в древнеиндийской мифологии владыка и судья царства мертвых, решающий поселить душу умершего в рай или адскую обитель. В буддизме ваджраяны Яма нередко перечисляется среди главных дхармапал.

«ямшю» (тиб. yam-shud) назв. болезнетворного духа.

Назад
Оглавление
Конец

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz