«ЧЖУД-ШИ»
памятник средневековой тибетской культуры

Глава 71

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ И ЛЕЧЕНИЕ

После этого риши Маносиджи молвил:

 

О великий риши! Как выучить раздел о

лечении детей? Пусть исцелитель,

Царь лекарей, благоволит рассказать!

 

Учитель — риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши, слушай!

Раздел о лечении детей состоит из трех [глав]:

уход, лечение [разных] болезней, печение болезней,

вызываемых демонами гдон.

В главе об уходе три части: уход за новорожденным,

лечение болезней новорожденных, обряды, связанные с демонами гдон.

В уходе за новорожденным различают три периода:

первый, второй и третий.

Первый период. Сразу после родов посмотри на теле [ребенка]

счастливые и несчастливые приметы,

со словами благословения перережь пуповину,

создай благоприятные причинно-следственные связи

и приложи к груди матери.

Благоприятные приметы — рождается, как положено,

лицом вверх1, пуповина обвивает грудь,

крик громкий, темя вытянутое, головка плотная,

большой родничок не слишком велик,

лоб высокий, тельце чистое, уши оттопыренные,

сосет сильно, вздрагивая, как от страха, —

такой ребенок вырастет легко, будет богатым и счастливым.

Если признаки будут обратные [этим]

или ребенок родится с зубами — плохо.

Приняв роды, надо благословить ребенка:

«Дитя, рожденное из сердца моего,

живи сто лет, сто осеней встречай!

Долголетия тебе, славы, победы над злом!

Достигни предела богатства и счастья!»

С этими словами перережь пуповину на длину

четырех пальцев так, чтобы кровь не капнула.

[Создание благоприятных причинно-следственных связей].

Возьми ребенка на руки, обмой в воде с нардом,

на языке напиши знак хаум и

капни воды с мускусом, смажь медом и маслом2.

После этого приложи к груди.

Если у матери нет молока, корми грудью

здоровой женщины хорошего происхождения,

у которой никогда не умирали дети.

Смазывай пупок маслом с костусом.

Через три дня начинается средний этап ухода:

надо молиться богу, установить его изображение,

совершить обряд почитания божества-хранителя,

приносить ежемесячную жертву, дать ребенку имя,

проколоть уши, соблюдать [правила] ухода,

питания и режима после рождения.

О первом [подробнее]. Мирянам надо молиться богу, которого

они почитают, а буддийским и бонским монахам — богу,

которого они созерцают.

О втором [пункте]. Пригласить учителя и возложить на крыше

небесный выкуп, на среднем этаже — средний выкуп,

в фундаменте — земной выкуп, над дверью — входной

выкуп и изображение божества. Если родился

мальчик, установить хранилище его души — стрелу,

а если — девочка, установить веретено,

на ребенка надеть чистую одежду, окуренную

дымом аира, смолы ватики и горчицы белой.

О третьем. На руки и на шею привязать заговоренной нитью

кусочек аира.

Четвертое. По фазам луны совершать ежемесячное

жертвоприношение торма и кусочков масла.

Пятое. Имя дай в честь планеты, под знаком

которой родился ребенок, или в честь бога,

или в честь родственников. Имя должно быть

благозвучным, с хорошим значением и должно нравиться близким.

Если предыдущий ребенок умер, имя этого [новорожденного]

меняют каждый месяц, пока не исчезнет опасность от демона ери.

Шестое. В восемь месяцев прокалывают уши.

Для этого растирают мочки пальцами и посередине,

там, где тонко, вкалывают большую иглу с ниткой, смазывают маслом.

У мальчика сначала прокалывают правое ухо, у девочки — левое.

Корми ребенка в это время патокой, медом,

топленым маслом, время от времени давай бульон

с маслом — он предупреждает болезни мяса.

Чтобы ребенок вырос умным, с хорошей памятью,

красноречивым и с приятным голосом

давай миробалан хебула, ферулу, «три жгучих»,

аир, девясил высокий и квасцы с молоком и маслом белой козы.

Для умножения жизни и укрепления сил тела давай ему

лекарственное масло из горчицы «белой», аира,

морской соли, перца длинного, костуса, витании и растительного масла.

Режим. Нельзя, чтобы солнце слепило глаза ребенку,

нельзя греть или остужать подошвы и большой родничок,

нельзя держать ребенка криво, нельзя заставлять сидеть или

стоять раньше времени.

Береги его от огня, хищных птиц и зверей, заразных болезней и испуга.

Надо растирать и греть его на солнце.

Последний этап — как лечить болезни при прорезывании зубов.

Снять выкупы, совершить благодарственный обряд.

Когда у павлина начинает расти хохолок на голове

и когда у ребенка режутся зубы,

у них нет места, которое бы не болело.

В это время, чтобы зубы росли скорее, смазывают

десны дегу из меда, череды и эмблики.

Состав из череды, мушмулы, кирказона, осоки,

се3, гороха, отвара марены, масла, сыворотки от шо

надо отварить до сгущения и добавить селитру. Этим лечат

все болезни, связанные с прорезыванием зубов.

Если первыми прорезываются верхние зубки или

будут еще какие-то плохие приметы,

сделай огненное жертвоприношение и подсушивай.

Когда ребенку исполнится двенадцать месяцев,

надо устроить благодарственное жертвоприношение

божеству и развязать все выкупы глуд.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава семьдесят первая

«Уход за новорожденным ребенком»

Примечание:

1 Судя по рисункам «Атласа тибетской медицины», тибетские женщины рожают в коленно-локтевом положении, и соответственно ребенок появляется на свет лицом вверх.

2 Благоприятные причинно-следственные связи в судьбе новорожденного создавались следующим образом: обмывание в воде с нардом дает ребенку красоту, буква на языке — красноречие, раствор мускуса отгоняет от ребенка духов-сабдаков, а масло и мед с добавлением аира, мускуса и миробалана хебула должны придать ему ум, долголетие и силу.

3 Се — здесь: подофилл, горчица, шиповник.


Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

Бесплатная видео парнуха скачать.
Хостинг от uCoz