Затем
риши Маносиджи высказал такую просьбу:
О
Учитель, риши Видьяджняна, как надо
учить место о накопляющихся и истощающихся
болезнях?
Спроси
у животворящего, царя лекарей.
Учитель
ответил:
О
великий риши, слушай!
В
изложении места о накопляющихся
и
истощающихся болезнях,
возникающих
из скандх, которые являются предметом
лечения,
есть
семь (тем): причины, условия, вхождение
(болезни
в тело),
расположение,
признаки, отличия и суть каждой
(болезни),
Причин
две — отдаленные и близкие.
Отдаленных
тоже две — общие и частные.
О
первых. Всевозможные волнения болезней,
проявляясь
в бесчисленных видах, доставляют телу
страдания,
причины
которых в отдельности невозможно назвать.
Поэтому
если указать на общую причину,
то
общая причина всех болезней одна —
это
невежество, возникающее от незнания
отсутствия
«Я»,
Например,
птица взлетает в небо,
но
от тени своей не может оторваться.
Все
твари, пока находятся
во
власти невежества, от болезней не избавятся.
Частные
причины, возникающие от невежества:
страсть,
гнев и глупость — вот эти три яда,
а
плоды их: ветер, желчь и слизь — три начала
болезнетворных,
Итак,
близкие причины — это ветер, желчь и слизь,
пока
в них нет изменений, пребывают как
(потенциальные)
причины болезней,
но
как только равновесие между ними нарушится,
то
проявляют себя как болезни
и
начинают вредить телу и жизни.
Возмущение
желчи сжигает силы тела,
ибо
она обладает природой Огня и горяча.
Находясь
внизу, она устремляется вверх.
Все
болезни жара только от нее.
Возмущение
слизи угнетает огонь и тепло,
ибо
она обладает природой Воды и прохладна.
Будучи
наверху, она падает вниз.
Все
болезни холода только от нее.
Ветер
является общим для холода и тепла,
На
солнце он способствует перегреву,
При
луне — усиливает охлаждение,
Он
проникает и вверх-вниз, и внутрь-наружу.
Он
вызывает распри между холодом и теплом,
поэтому
ветер - это причина всех болезней.
Экстракт
амриты — восьмичленная тантра
тайных
устных наставлений.
Тантра
объяснений.
Глава
восьмая. Причины болезней.