Затем
риши Видьяджняна произнес такие слова:
О
великий риши, слушай!
Уловки
и хитрости, применяемые при обследовании,
включают:
«определение
проявлений болезни», «выяснение того,
что случилось»,
«тянуть
время», «обследовать последствия»,
«заставить говорить»,
«рот
заткнуть», «ясность вносить», «попал в тупик».
Лекарю,
знающему проявления общих и частных
болезней,
достаточно
сказать: «Здесь болит»— и он сразу же
поймет, в чем дело.
Но
для этого необходимы навыки и опыт.
Ведь
умение разбираться в качестве драгоценностей
зависит
не только от книг, хотя без них не обойтись.
«Выяснение
того, что случилось». Лекарь может
опросить гонца,
что
болит у больного, как болит, чем лечили,
кто лечил,
сколько
дней прошло и т. д., чтобы потом сделать
вид,
что
ему и без слов все ясно.
«Тянуть
время». Не торопясь, побыть около больного,
словами
и действиями выяснить в беседе все, что
ему нужно.
«Обследование
последствий». Выявив, как действуют
на
больного кровопускания, прижигания и
лекарства,
назначенные ранее, можно определить жар
у больного или холод.
«Заставить».
Больной не хочет разговаривать.
И
если лекарь не может болезнь определить,
то
во избежание дурной славы пусть не делает
больному еще
хуже,
а совершит обряд против демонов и
пробормочет,
что «ему могли бы помочь такие-то
лекарства».
Тут
больной не выдержит и скажет: «Здесь болит»,
«как
летать?»
Рот
заткнуть». Если, принимая некоторых больных,
лекарь
сразу
определит болезнь, он может прервать больного
словами:
«Что
и где болит — лекарю виднее, можете
не продолжать» —
и
ясно описать его болезни — все будут восхищены.
«Вносить
ясность». Лекарь может сказать: «При
обследовании
другие
лекари используют много разных методов
сразу,
смотрят
пульс, мочу, спрашивают: «Где болит»,
не
то что я — я определяю болезнь только по одному
методу».
Такой
лекарь прославится как лекарь, который
с
одного только взгляда определяет болезнь
или
же как чрезвычайно искусный в тонких методах
обследования.
«Попал
в тупик». Все вышеописанные методы могут
оказаться
тщетными
— лекарь не разобрался в болезни;
в
таком случае он, не теряя достоинства, должен
«отступить
в свою крепость» двумя способами.
Первый:
говорить, что у больного питание и образ
жизни
неподходящие,
что вредят демоны,
что
болезнь якобы от несвежего, прокисшего, сырого,
и
назначить лекарства, не оказывающие действия
на жар и холод.
Второй:
сыпать названиями болезнен и лекарств,
о которых никто не слышал. Это вызовет удивление
(у больного и его близких).
Хотя
они ничего не поймут, но лекаря сочтут
толковым.
Экстракт
амриты — восьмичленная тантра
тайных
устных наставлений. Тантра объяснений.
Глава
двадцать пятая. Уловки и разные приемы
при
обследовании.