II.
Доктрина психического тепла
Первая
из них известна тибетцам как Туммо, обозначающее особый телесный жар,
или тепло психо-физического характера, производимое ЙОГИЧЕСКИМИ средствами.
Согласно тайному учению, слово ТУММО указывает на метод извлечения ПРАНЫ
из неисчерпаемого ПРАНИЧЕСКОГО резервуара в природе, накопления ее в
аккумуляторе человеческого тела и затем использования для превращения
производящего флюида (семенной жидкости) в тонкую огненную энергию,
посредством которой вырабатывается внутреннее психо-физическое тепло
и которая должна циркулировать по нервным каналам психической нервной
системы.
Эта
система, невидимая для всех, за исключением тех, кто обладает ясновидением,
является психическим дубликатом физической нервной системы. Ее нервные
каналы называются в Тибете «ТОАС», а на санскрите «НАДИ». Из них три
имеют основное значение: срединный нерв (гиб. УУМАТСА, санскр. СУШУМНА
- НАДИ), проходящий через центр спинного ствола, правый нерв (тиб. РОМАТСА,
санскр. ПИНГАЛА —НАДИ), и левый нерв (тиб.— КЬАНГМА-ТСА, санскр. ИДА
—НАДИ). Два последних, подобно двум змеям, как утверждается, обвивают
срединный нерв с правой и с левой стороны. С этими тремя связаны многочисленные
вспомогательные психические нервы, посредством которых психо-нервная
энергия (тиб.— ШУАС, санск.— ПРАНА) подводится к каждому психическому
нервному центру (тиб.— КХОРЛО, санскр. ЧАКРА), в которых она хранится,
и затем распределяется к каждому органу и части тела. Эта система описывается
более подсобно в «ТИБЕТСКОЙ КНИГЕ СМЕРТИ», с 214—216.
Согласно
нашему тексту при практиковании искусства ТУММО ЙОГИН должен использовать
очень сложные визуализации, медитации, позы, дыхания, направление мысли,
тренировку психо-нервной системы и физические упражнения. Наши ссылки
достаточно многочисленны и детальны, чтобы служить комментарием и предоставить
изучающему некоторое практическое руководство. Но, как подчеркивают
Тибетские ГУРУ, в высшей степени желательно для неофита до начала практики
ТУММО получить предварительное посвящение и личное руководство от мастера
этого искусства.
Обычно
требуется продолжительный подготовительный период, прежде чем ЙОГИН
сможет достичь какой-либо уверенности в успехе. Вначале он должен приучить
себя к минимуму одежды и избегать, насколько возможно, пользоваться
огнем для согревания тела. Именно благодаря тому, что они никогда не
одевают меховые или шерстяные одежды и не стремятся к искусственному
внешнему теплу, распознаются мастера этого искусства. ЙОГИН должен также
соблюдать строжайшее половое воздержание, поскольку именно на ЙОГИЧЕСКИ
превращенной сексуальной энергии основывается умение в ТУММО.
Фактическое
занятие не должно осуществляться внутри или вблизи жилища семьи, а предпочтительно
в некотором уединенном месте, таком как пещера в горах, удаленная от
местностей, где воздух делается нечистым из-за дыма или аурических эманаций
городов и деревень. ЙОГИН, стремящийся к освоению этого искусства, может
оставаться в таком уединенном убежище очень длительное время и не видеть
никаких человеческих существ, за исключением ГУРУ, который появляется
через определенные промежутки времени, чтобы направлять продвижение
ЙОГИНА. Начинающему советуют выполнять ЙОГИЧЕСКИЕ упражнения ранним
утром перед восходом Солнца, когда Природа и магнетические потоки Земли
подвергаются наименьшим возмущениям. Как только это искусство освоено,
его можно выполнять всюду и в любое время.
По
мере того как совершается продвижение в этой науке, ЙОГИЧЕСКИ консервируемой
и направляемой физической, ментальной и психической энергии человеческого
организма, ЙОГИН-отшельник постепенно развивает психо-физическое тепло.
Тонкая огненная энергия, сопровождаемая приятным теплом, начинает пропитывать
каждый атом его тела, и мало-помалу он добивается ЙОГИЧЕСКОЙ способности
выносить без неудобств самый крайний холод одетым только в одно хлопчатобумажное
одеяние или даже полностью нагим. Указание на это имеется в Книге «ВЕЛИКИЙ
ТИБЕТСКИЙ ЙОГ МИЛАРЕПА», с. 170:
«Согревающее
дыхание ангелов окутывает как твое одеяние, чистое и мягкое».
Когда
подготовительная тренировка оканчивается, и неофит чувствует уверенность
в успехе, ГУРУ нередко испытывает его, чтобы определить достигнутую
степень его умения. Следующий отчет о таком испытании приводится мадам
Дэвид-Ниил1, интересные исследования и опыты которой на Востоке, особенно
по отношению к Тибетским мистикам, во многом параллельны исследованиям
самого автора:
«В
морозную зимнюю ночь тех, которые считают себя способными успешно вынести
испытание, приводят на берег реки или озера. Если все потоки замерзли
в этой области, во льду делается отверстие. Выбирается лунная ночь с
тяжким дуновением ветра. Подобные ночи нередки в Тибете в зимние месяцы.
Неофиты сидят на земле скрестив ноги и обнаженные. В ледяной воде намачиваются
широкие покрывала. Каждый человек заворачивается в одно из них и должен
высушить его своим телом. Как только покрывало становится сухим, его
снова намачивают в воде и дают испытуемому высушить, как и ранее. Эта
операция продолжается, таким образом, до рассвета. Затем тот, кто высушил
наибольшее число покрывал, признается победителем этого соревнования».
Размеры
этих покрывал различны. Некоторые покрывала немного больше, чем обычные
лицевые полотенца; другие велики, как большие шали. Правила требуют,
чтобы ЙОГИН высушил по меньшей мере три из мокрых покрывал, чтобы быть
признанным достойным носить знаки отличия в ТУММО, а именно: единственную
белую хлопчатобумажную рубашку или мантию, в силу чего она начинает
называться по-тибетски РЕПА, что означает: «Человек, одетый в хлопчатобумажную
ткань». Миларепа, великий тибетский ЙОГИН, его имя, означающее «Мила,
одетый в хлопчатобумажную ткань человек», указывает, что он освоил искусство
ТУММО под руководством своего ГУРУ Марпа. Восемь из выдающихся учеников
Миларепа, как установлено в первой главе БИОГРАФИИ Миларепа, также были
РЕПА.
Другие
РЕПА поименованы в приложении к БИОГРАФИИ2.
Другое
испытание, в добавление к высушиванию мокрых покрывал телом ЙОГИНА,
чтобы определить степень тепла, которое ЙОГИН может вырабатывать, состоит
в том, чтобы сидеть в обнаженном виде в снегу, причем количество снега,
растопленного под ним и вокруг него, показывает его умение.
То,
что существуют в настоящее время Адепты ТУММО в отшельничестве в Тибете,
многие из которых, будучи последователями Миларепа, принадлежат к ордену
людей, одетых в хлопчатобумажную ткань, это несомненная правда. Не один
европеец случайно мельком видел таких аскетов, и хорошо проверенные
сообщения об их выносливости к арктически подобным температурам тибетской
зимы прошли по всем высокогорным странам Гималаев.
Являясь
частью ХАТХА ЙОГИ, ТУММО, видимо, известно также в Индии. Я помню, что
летом 1918 года моими попутчиками в путешествии в течение нескольких
недель была группа обнаженных индусов-аскетов, которые пришли, как я
узнал, прямо из знойных равнин Индии. Мы встретились в Сринагаре. Затем
среди движущейся толпы тысяч паломников из всех районов Индии, обоих
полов и многих каст, мы прошли одетые в ледники вершины Гималаев Кашмира
в освященном веками паломничестве к пещере Амар-Натх, в которой святыней
из святынь является естественный ЛИНГАМ (фаллос) изо льда, посвященный
Шиве, Господину Мира3. Некоторая часть аскетов не одевала никакой одежды,
кроме набедренных повязок, даже когда мы достигли высоты в десять тысяч
футов над уровнем моря, где ночи были морозно холодными и снежные верши-вершины
дышали на нас ледовым дыханием. Некоторые аскеты, даже когда пересекали
ледники, по-прежнему не одевались и оставались такими в течение всего
паломничества. Незадолго до этого, или когда уже пещера была достигнута,
некоторые все же обернули вокруг себя тонкие хлопчатобумажные одеяния;
только наименьший адепт использовал одеяла, в которых они несли свои
скудные запасы пищи.
В
то время я ничего не знал о тибетском искусстве вырабатывания необычного
телесного тепла. Поэтому я не спросил этих индусских аскетов о их замечательной
ЙОГИЧЕСКОЙ выносливости, приписав ее их существу, поскольку, без сомнения,
некоторые из них были мастерами ХАТХА ЙОГИ, которая воспитывает способность
выносить крайности как холода, так и жары.
В
Ришикеше, на Ганге, я однажды наблюдал демонстрацию ЙОГИЧЕСКОЙ выносливости
к крайне высокой температуре. Обнаженный ЙОГИН в середине дня в жаркий
сезон сидел на мерцающих песках берега реки, окруженный четырьмя пылающими
кострами из груды дерева и сушил коровий навоз только в нескольких футах
от своего обнаженного тела, причем каждый костер располагался в одном
из четырех кардинальных направлений. Безоблачное полуденное солнце прямо
над его непокрытой головой образовывало пятый огонь в этой ЙОГЕ, называемой
ПАНЧА-ДХУМИ («Пять огней»), которую он практиковал. Аналогичные случаи,
доказывающие ЙОГИЧЕСКУЮ выносливость к жаре и к самому огню, наблюдались
в Индии и на Цейлоне, и повсеместно на островах Южного океана, и в других
местах в связи с обрядом огнехождения. И в некоторых из ТО-ВИЛ (пляска
дьявола)—обрядов Цейлона — исполнители пляски дьявола ступают по огню
и хватают его без вредна в силу действия МАНТР, их называют «тушащими
огонь МАНТРАМИ» (сангалези-Гини-сисил).
Примечания:
1
См.: А. Дэвид-Ниил. «С МИСТИКАМИ И МАГАМИ В ТИБЕТЕ».— Лондон, 1931,
с. 227—229.
2
См.: «ВЕЛИКИЙ ТИБЕТСКИЙ ЙОГ МИЛАРЕПА». —С. 41, 305.
3
Шива, как олицетворение сил в природе, производящих разрушение, является
Господином Возрождения, и поэтому его символом является фаллос, или
мужской половой орган, как он же был символом Осириса, Египетского Бога,
связываемого с человеческим плодородием.