КОНЦЕПЦИЯ
ИНЬ-ЯН
Мировоззренческую основу древней китайской медицины составляло учение
о двух противоположных началах инь и ян. Первоначально иероглифы, используемые
для их написания, обозначали явления повседневной жизни. Например, инь
означало затемненную сторону предмета, ян — освещенную. Позже инь и
ям стали рассматриваться как «силы» или «энергии», или как материальные
взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем
любое явление, любое существо и каждое из его состояний можно отнести
к двум противоположным формам — инь или ян. Все то, что можно отнести
к сильному, горячему, твердому, тяжелому, высокому, блестящему, а также
те или иные весомые признаки — это ян, а все противоположное — инь.
Так, деятельность и покой, свет и тьма, возбуждение и торможение, неосязаемость
и телесность и многие другие пары взаимопротивоположных явлений, предметов
и свойств могут быть восприняты с позиции концепции инь — ян как единство
и борьба двух противоположностей, или «полярных сил» — ян (активная
сила) и инь (пассивная сила). При этом ни ян, ни инь не могут существовать
изолированно друг от друга.
Ян
|
Инь
|
Ян
|
Инь
|
Ян
|
Инь
|
Солнце
|
Луна
|
Твердый
|
Мягкий
|
Мягкий
|
Короткий
|
Небо
|
Земля
|
Светлый
|
Темный
|
Радостный
|
Печальный
|
Мужской
|
Женский
|
Большой
|
Малый
|
Внешний
|
Внутренний
|
Сильный
|
Слабый
|
Тяжелый
|
Легкий
|
Полный
|
Худой
|
Горячий
|
Холодный
|
Высокий
|
Низкий
|
***
|
***
|
С
помощью концепции инь — ян можно выразить противоположные стороны явления.
Например, летом царит жара (ян), после летнего солнцеворота постепенно
начинает преобладать погода инь, которая борется с жарой (ян) и ограничивает
ее; зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота
постепенно устанавливается погода ян, ограничивая инь зимы. В классическом
китайском медицинском трактате «Лей-цзин фу-и», относящемся к периоду
династии Мин (1368—1644 гг.), говорится, что состояние повышенной активности
следует регулировать покоем; если ян достигло кульминационного пункта,
его следует преодолевать с помощью инь. В этом находит выражение взаимный
контроль покоя и движения, т. е. инь и ян.
Одно
из основных положений концепции инь — ян заключается в том у что инь
и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга.
Если одна сторона преобладает, возникает недостаток другой стороны и,
наоборот, при ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление
другой. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей.
В книге «Су-вэнь» написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение
снаружи (т. е. указывается на то, что инь ведает внутренней средой,
а ян — внешними проявлениями). В этой же книге написано, что когда инь
и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления
пустоты и заполнения; при этом инь и ян «сменяют друг друга» (т. е.
оба противоположных начала никогда не остаются без взаимодействия и
противоречий, более того, они противоборствуют и вытесняют друг, друга).
Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие
между инь и ян, являются движущей силой изменения и развития вещей.
Как
полярные противоположности инь и ян зависят друг от друга например,
ян означает верх, инь — низ (без верха не может быть и низа» и наоборот).
В соответствии с традиционными древними представлениями левая сторона
тела соответствует ян, а правая — инь («без правой стороны нет левой,
без левой нет правой»); жара соответствует ян, холод — инь («без жары
нет холода, без холода нет жары»). Переполнение, или избыточная функция,
соответствует ян; опорожнение, или слабость функции, соответствует инь
(«без переполнения нет опорожнения, без пустоты нет наполнения»). Традиционная
восточная медицина учитывает многочисленные соотношения в человеческом
организме и в природе, основанные на отношениях между инь и ян. Каждая
из сторон создает важнейшее условие существования другой стороны. Эта
взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке «взаимным
корнем» и раскрывает представление о том, что инь и ян служат друг для
друга производным началом, т. е. взаимно вызывают друг друга: инь не
в состоянии произвести себя, нуждается для этого в ян, и наоборот.
В
отношении структур и функций человеческого организма инь означает материальные
составляющие тела, а ян — его функции. Деятельность организма относится
к категории ян, а пищевые вещества — к инь: инь сохраняется внутри и
является материальной основой для ян, а ян внешне функционирует как
проявление деятельности инь. Поскольку материальное начало находится
внутри тела, в традиционной медицине говорится «инь внутри». Поскольку
функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят:
«ян сидит снаружи»; ян становится, таким образом, «вестником инь». В
соответствии с представлениями современной западной медицины структуры
органов, находящихся внутри организма, образуют материальную основу
различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах:
«инь является сторожем ян».
Инь
и ян никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и изменяют
друг друга. По восточным представлениям действует правило: «Если ян
отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение
ян». Например, погода претерпевает изменения от зимы через весну к лету,
становясь все жарче,— это соответствует отступлению инь и нарастанию
ян; при похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс,
равнозначный отступлению ян при увеличении инь.
В
традиционной медицине считается, что функции органов (ян) возникают
за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение
ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами
питания (инь), требует расхода некоторого количества энергии (ян). В
этом случае происходит усиление инь и ослабление ян. В нормальных условиях
эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление
переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия —
возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению различных патологических
процессов.
Обе
стороны отношений между инь и ян могут претерпевать развитие, которое
выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, инь
может превратиться в ян, а ян — в инь, и если процессы сокращения и
увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, процесс превращения
инь и ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге
«Су-вэнь» говорится: «Когда инь достигает максимума, он превращается
в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда
жар достиг вершины, возникает холод». Однако инь не может претерпеть
превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться
превращению без инь, т. е. условием того, что превращение вообще может
произойти, является наличие определенного количества противоположного
начала.
Таким
образом, концепция инь — ян включает следующие элементы, дополняющие
друг друга и не мыслящиеся друг без друга:
1)
наличие противоположности между инь и ян;
2)
взаимозависимость инь и ян;
3)
взаимные дополнение и ограничение инь и ян;
4)
взаимное превращение инь и ян.
Диалектическую
модель инь — ян необходимо рассматривать в единстве ее отдельных элементов,
не упуская из виду их внутреннюю зависимость и взаимное влияние. Нужно
учитывать также то, что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной,
так и следствием.
Концепция
инь — ян служит основой не только теоретических представлений древней
восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. При этом исходили
из следующих положений. В основе жизнедеятельности человеческого организма
лежит уравновешенное соотношение инь и ян, полная «гармония» их проявления.
Нарушение этого равновесия ведет к патологии, выражаясь (в общем виде)
либо в преобладании ян или инь, либо в ослаблении ян или инь. В целом,
любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается
избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к ян-состояниям,
а недостаточность — к инь-состояниям (например, жар это ян-состояние,
а озноб — инь-состояние). Другими словами, все типичные симптомы различных
болезненных состояний можно разбить на две основные группы, определяющие
два из основных, «руководящих», синдромов — ян-синдром и инь-синдром.
Исходя
из принципа равновесия инь и ян главной задачей лечения являлось восстановление
нарушенного баланса инь — ян, обеспечение «гармонии» (что, по современным
представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции
защитных сил и реактивной способности организма), чему древние восточные
медики придавали основное значение.