Известно
с какими трудностями развивались анатомические знания, сталкиваясь с
мистическими и религиозными представлениями о правомочности исследования
трупов человека. Анатомические исследования проводились редко, в крайних
случаях, и это, естественно, не стимулировало развитие анатомической
и патологоанатомической науки.
В
древних китайских книгах имеются специальные анатомические таблицы,
где в примитивной форме схематически изображены строение и взаимоотношения
полостных органов человеческого тела. По этим таблицам можно установить,
что древним врачам были известны следующие органы: мозг, сердце, сердечная
сумка (которую не отделяли от сердца) и сосуды, трахея, легкие и плевра,
пищевод и желудок, тонкие и толстые кишки, печень и желчный пузырь,
почки и мочевой пузырь, диафрагма, матка; кроме того, были известны
нервы. Однако схемы строения внутренних органов и представления об их
функциях не соответствуют современным представлениям. Например, несмотря
на то, что еще в древности знали, что кровообращение совершается по
замкнутому кругу, считалось, то кровь оттекает от кончика сердца у мужчин
в левую сторону, а у женщин в правую. Более того, из этих анатомических
таблиц можно установить, что древневосточным врачам не были известны
такие жизненно важные органы, как железы внутренней секреции, и очевидно,
что функции различных желез внутренней секреции приписывались другим
органам. Так, безусловно, надпочечники воспринимались вместе с почками,
поджелудочная железа — с селезенкой, зобная, щитовидная и паращитовидные
— с какими-либо другими органами. Очевидно, поэтому каждому из «основных»
органов приписывалось значительно большее число функций. Например, нарушения
менструального цикла объясняются в традиционной медицине пустотой инь
печени и почек, при которой нарушается равновесие между чудесными меридианами
чжун-май и жэнь-май (считается, что эти чудесные меридианы связаны с
маткой).
Можно
предположить, что в связи с тем, что анатомические знания были недостаточны,
а медицина в целом развивалась по стихийно материалистическому и диалектическому
пути, исходя из описанных выше общефилософских представлений того времени,
основы медицинской теории стали базироваться на представлении о функциях
целостного организма. Следовательно, можно также предположить, что анатомические
схемы показывают связи между органами и их функциями, выражением чего
является учение о меридианах и протекании по ним «жизненной энергии».
Помимо
отдельных анатомических образований в прямом смысле этого слова, стало
складываться представление о «главных» органах, являющихся анатомофизиологической
системой. Для традиционной медицины «орган» — это не только органическая
структура, но также и функциональная система; органы нужно понимать
как функции, а не наоборот. Кроме того, в тесном единстве с внутренними
органами воспринимались и психические функции организма.
По
этой теории были выделены две категории главных органов — чжан и фу,
остальные органы отнесены к добавочным». В соответствии с этой теорией
в организме существует пять органов чжан (основные «органы») и пять
органов фу. Органы чжан характеризуются плотностью, являются иньскими
и соответствуют пяти первоэлементам: сердце (огонь), легкие (металл),
селезенка (земля), почки (вода), печень (дерево).
Характеристика
органов чжан. «Сердце» — вся сердечнососудистая система, выполняющая
в организме функцию кровообращения и теснейшим образом связанная с психической
деятельностью человека; «селезенка» — вся пищеварительная система, включающая
функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее
в организме, выделения образующихся плотных шлаков; «легкие» — вся система
дыхания, включающая и кожу; «почки» — вся система мочеобразования и
мочевыделения, водного обмена в организме, система факторов гуморальной
регуляции (желез внутренней секреции) и выделения образующихся жидких
шлаков, костная система, почки считаются также «первичным началом врожденной
энергии»; «печень» — центральная, вегетативная и периферическая нервная
система с ее функцией связи организма с внешней средой и регуляцией
деятельности внутренних органов, с ее «желчью» как гуморальным фактором
регуляции нервной системы, как «орган», в значительной мере определяющий
состояния взаимоотношения ян—инь в организме и вследствие этого — особенности
темперамента организма. Исходя из закономерностей як — инь и закономерностей
«пяти первоэлементов» (у—син), считается, что все органы тела неразрывно
связаны между собой и взаимодействуют как в процессах синергизма и стимуляции,
так и в процессах антагонизма и подавления.
К
инь-органам относится также условный орган «перикард». В это понятие
не входит анатомическое образование сердечная сумка; орган «перикард»
(в теории органических функций) является функциональной системой, регулирующей
кровообращение (вместе с сердцем), дыхание и половые функции. Ян-органы
называют органами накопления, так как они как бы накапливают часть переработанной
пищи как резерв энергии организма.
К
категории фу отнесены пять органов: желудок, толстая кишка, тонкая кишка,
желчный пузырь, мочевой пузырь, а также условный орган, именуемый «три
обогревателя». Органы фу характеризуются тем, что они полые; нормальная
функция желудка считается основой здоровья человека. Органы фу являются
ян-органами, они взаимодействуют между собой и с органами инь (чжан};
на них также распространяется цикл у-син. Ян-органы называют рабочими
органами, так как они, по теории органических функций, служат для восприятия
пищи, ее размельчения, пищеварения, всасывания и активного выделения
шлаков.
К
категории добавочных органов отнесены головной, спинной и костный мозг,
кости, мышцы, матка, диафрагма, так как считалось, что функция их постоянна
и не подвержена значительным и быстрым изменениям. При этом понятие
«диафрагма» имело больше топографическое значение, чем значение органа;
отмечалось, что диафрагма находится в тесной связи с легкими, желудком,
печенью и желчным пузырем.
«Главные
органы» являются физиологической системой, выражением чего служит понятие
«меридиан». В пользу этого говорит тот факт, что в число «главных органов»
входит представление об органе, вернее о меридиане трех обогревателей,
не имеющем морфологического значения, а только являющегося «функциональным
кругом», который объединяет функции органов грудной полости, брюшной
полости и полости малого таза. Функциональный круг «три обогревателя»
влияет на все органы; он контролирует энергию дыхания, подачу энергии
мочевыделительным и половым органам, энергию полового импульса. Инь-органы
перикарда, вернее меридиан перикарда, также не имеет своего морфологического
значения и также является функциональным кругом, охватывающим всю систему
кровообращения, контролирует кровеносные сосуды, в том числе фильтрующие
органы почек. Этот меридиан находится в противоположности к меридиану
трех обогревателей. Физиологическое действие меридиана перикарда заключается
в «управлении» всей кровью, поэтому этот меридиан имеет связи со всеми
внутренними органами.
Инь-органы
нечувствительны к боли; боль — это функция органов ян. Каждый орган,
как и относящийся к органу меридиан, имеет определенную часть ян и часть
инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к ян-части данного
органа. Ян-органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания
(аффекты), эмоций и подсознательных влияний.