Атлас тибетской медицины

Лист 31
Краткое содержание главы 20 (окончание), иллюстрируемой на листе

Лист 31 рис.1

На листе 31 завершается иллюстрирование дополнительного разряда лекарственных компонентов, начатое на листе 29. Рисунки листа открываются изображением ядовитых растений (разновидностей аконита, рис. 2-14). Эти растения, говорит автор, используются прежде всего для приготовления различных противоядий. Они также входят в состав лекарственных средств, врачующих некоторые болезни сердца, «пневмы», «желтой воды», водянку и недуги, насылаемые злыми духами. Вместе с тем «черный» аконит, который также называют «великое лекарство», применяется для выяснения эффективности «могучих шариков» (безоаров), находимых во внутренностях животных. В ведах, говорит автор, о происхождении «могучих шариков» повествует следующая история: однажды владыка богов Индра взял экстракт пяти драгоценностей (золота, серебра, кораллов, бирюзы и жемчуга.- Ю.П.), сотворил из него шарики и, произнеся заклятье, бросил их в море. Из того моря напились слон, медведь, змея, лягушка, павлин, гриф, гусь и голубь, в результате чего они произвели десять «могучих шариков» пяти основных цветов: белого, зеленого, синего, желтого и красного (рис. 15-39). Чтобы выяснить эффективность или качество «могучих шариков», необходимо произвести следующую процедуру: ранним утром с первыми лучами солнца взять на сковороду воду из ключа, устье которого обращено на восток.

Лист 31 рис.2

В эту воду насыпать порошок «великого лекарства», размешать и обмакнуть в эту ядовитую смесь «могучие шарики». Лучший такой шарик возвратит к жизни семерых отравившихся, шарик среднего качества - пятерых отравившихся, худшего качества - трех отравившихся. Такие же «могучие шарики» используются и при молении о дожде в стране «туруков» (вероятно, имеются в виду некоторые области Средней Азии или Восточного Туркестана). Лучший по качеству «могучий шарик» вызовет дождь после трехдневного ритуала, худший - после семидневного. Далее следует перечень лечебных свойств различного лекарственного сырья животного происхождения.

Приведем некоторые из них: так, лежалые испортившиеся мозги скота (рис. 48) полезны при заболевании желез и опухолей живота у детей в районе пуповины; мясо льва, снежного барса, «дикого человека», дикой козы, тибетского леопарда, а также мясо и перья ягнятника (рис. 49-54) уничтожают болезни, насылаемые демонами; желудок и помет ягнятника уничтожают опухоли, а мясо с его груди врачует зобные болезни, мозг же ягнятника подсушивает гной; кровь из сердца вброна защищает от злых духов; его помет, мясо и вода с перьев полезны при заболеваниях, проистекающих от злых духов, а пух из-под хвоста полезен при ранениях (рис. 55); мясо и перья удода (рис. 56) противодействуют болезням, насылаемым злыми духами, а его яйца врачуют отравления яйцами павлина, которые считаются ядовитыми; помет кошки врачует психические заболевания, ее копчик восстанавливает мужскую потенцию и полезен при геморрое (рис. 64); яйца жаворонка (рис. 73) врачуют отравления яйцами павлина; компрессы из кала кабарги (рис. 75)

Лист 31 рис.3

врачуют болезни сосудов; туловище скорпиона (рис. 78) полезно при глазных заболеваниях; мясо жабы (рис. 84) врачует язвы и пищевые отравления, бульон из мяса жабы помогает при опухолях на языке, кровь - лечит ожоги, печень и желчь - пищевые отравления; глотка кулана (рис. 85) излечивает зоб; такое же действие оказывает и глотка тибетской антилопы; мясо тигра (рис. 93) славится как средство против злых духов, а его усы помогают при отравлениях; желчь обезьяны (рис. 94) полезна при пищевых отравлениях и лечении ран, а кал и моча помогают при болезнях, насылаемых злыми духами; кости гималайского грифа (рис. 95) помогают при моче-задержании, его желчь врачует раны, глотка - помогает при мясном несварении, сердце - восстанавливает память, желудок - продуцирует телесную теплоту и уничтожает опухоли, помет, моча и перья - хорошие средства против злых духов; желчь павлина (рис. 97) полезна при пищевых отравлениях, а кровь из его сердца уничтожает влияние злых духов; копчик выдры (рис. 96) восстанавливает мужскую потенцию, ее кости и помет используются для подсушивания водянки; мозг, взятый у трупа, пролежавшего год на кладбище (рис. 98), помогает при нарывах и язвах; череп сурка (рис. 99) помогает при водянке, его желчь врачует ранения и пищевые отравления; помет козла (рис. 100) помогает при болезнях, насланных злыми духами и особенно при психических расстройствах, яички - укрепляют мужскую потенцию; пепел рогов белой козы (рис. 101) помогает при ослаблении умственных способностей, а ее пух врачует волдыри; компресс из помета черной козы (рис. 102) - известное средство, помогающее при тяжелых накожных заболеваниях и отравлениях, а ее пух врачует раны; кровь из морды светло-желтой козы (рис. 103) полезна при ранениях; мозг лисы (рис. 122), затягивая отверстия кровеносных сосудов, является кровоостанавливающим средством, ее сердце используется для лечения водянки, кал и моча полезны при болезнях, насылаемых злыми духами, и особенно при психических расстройствах; желчь и головной мозг горной ящерицы (рис. 125) способствуют восстановлению мышечной ткани головы; помет летучей мыши - известное средство против злых духов; кости человека, погибшего от ножа (рис. 135), помогают при ранениях; пепел человека — «великий пепел» (рис. 136), а также волосы с лобка мужчины (рис. 137) излечивают болезни, насланные злыми духами; волосы с макушки женщины (рис. 142) помогают при родах; мясо с головы голубя (рис. 157) врачует сперму и содействует мужской потенции, перья голубя применяются при легочных болезнях; кровь луговой ящерицы (рис. 160) используется при лечении полостных ранений; кости журавля (рис. 162) и кости верблюда (рис. 163) излечивают задержание мочи; желчь рыжей коровы (рис. 171) врачует психические расстройства. Заканчивая главу, автор указывает, что описанные выше лекарственные компоненты должны применяться вместе с соответствующими добавками, которые быстрее доставят лекарство к месту заболевания, и называет такие примеси «конями лекарств». Так, «конем лекарств», врачующих болезни холода и болезни «пневмы», является патока; «конем лекарств», врачующих болезни жара - крови и «желчи», является сахар; «конем лекарств», врачующих болезни «желтой воды» и «флегмы», является мед.

Лист 30
Оглавление
Лист 32

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz