Атлас
тибетской медицины
Лист
31
Краткое содержание главы 20 (окончание), иллюстрируемой на листе
|
На
листе 31 завершается иллюстрирование дополнительного разряда лекарственных
компонентов, начатое на листе 29. Рисунки листа открываются изображением
ядовитых растений (разновидностей аконита, рис. 2-14). Эти растения,
говорит автор, используются прежде всего для приготовления различных
противоядий. Они также входят в состав лекарственных средств, врачующих
некоторые болезни сердца, «пневмы», «желтой воды», водянку и недуги,
насылаемые злыми духами. Вместе с тем «черный» аконит, который также
называют «великое лекарство», применяется для выяснения эффективности
«могучих шариков» (безоаров), находимых во внутренностях животных. В
ведах, говорит автор, о происхождении «могучих шариков» повествует следующая
история: однажды владыка богов Индра взял экстракт пяти драгоценностей
(золота, серебра, кораллов, бирюзы и жемчуга.- Ю.П.), сотворил из него
шарики и, произнеся заклятье, бросил их в море. Из того моря напились
слон, медведь, змея, лягушка, павлин, гриф, гусь и голубь, в результате
чего они произвели десять «могучих шариков» пяти основных цветов: белого,
зеленого, синего, желтого и красного (рис. 15-39). Чтобы выяснить эффективность
или качество «могучих шариков», необходимо произвести следующую процедуру:
ранним утром с первыми лучами солнца взять на сковороду воду из ключа,
устье которого обращено на восток.
|
В
эту воду насыпать порошок «великого лекарства», размешать и обмакнуть
в эту ядовитую смесь «могучие шарики». Лучший такой шарик возвратит
к жизни семерых отравившихся, шарик среднего качества - пятерых отравившихся,
худшего качества - трех отравившихся. Такие же «могучие шарики» используются
и при молении о дожде в стране «туруков» (вероятно, имеются в виду некоторые
области Средней Азии или Восточного Туркестана). Лучший по качеству
«могучий шарик» вызовет дождь после трехдневного ритуала, худший - после
семидневного. Далее следует перечень лечебных свойств различного лекарственного
сырья животного происхождения.
Приведем
некоторые из них: так, лежалые испортившиеся мозги скота (рис. 48) полезны
при заболевании желез и опухолей живота у детей в районе пуповины; мясо
льва, снежного барса, «дикого человека», дикой козы, тибетского леопарда,
а также мясо и перья ягнятника (рис. 49-54) уничтожают болезни, насылаемые
демонами; желудок и помет ягнятника уничтожают опухоли, а мясо с его
груди врачует зобные болезни, мозг же ягнятника подсушивает гной; кровь
из сердца вброна защищает от злых духов; его помет, мясо и вода с перьев
полезны при заболеваниях, проистекающих от злых духов, а пух из-под
хвоста полезен при ранениях (рис. 55); мясо и перья удода (рис. 56)
противодействуют болезням, насылаемым злыми духами, а его яйца врачуют
отравления яйцами павлина, которые считаются ядовитыми; помет кошки
врачует психические заболевания, ее копчик восстанавливает мужскую потенцию
и полезен при геморрое (рис. 64); яйца жаворонка (рис. 73) врачуют отравления
яйцами павлина; компрессы из кала кабарги (рис. 75)
|
врачуют
болезни сосудов; туловище скорпиона (рис. 78) полезно при глазных заболеваниях;
мясо жабы (рис. 84) врачует язвы и пищевые отравления, бульон из мяса
жабы помогает при опухолях на языке, кровь - лечит ожоги, печень и желчь
- пищевые отравления; глотка кулана (рис. 85) излечивает зоб; такое
же действие оказывает и глотка тибетской антилопы; мясо тигра (рис.
93) славится как средство
против злых духов, а его усы помогают при отравлениях; желчь обезьяны
(рис. 94) полезна при пищевых отравлениях и лечении ран, а кал и моча
помогают при болезнях, насылаемых злыми духами; кости гималайского грифа
(рис. 95) помогают при моче-задержании, его желчь врачует раны, глотка
- помогает при мясном несварении, сердце - восстанавливает память, желудок
- продуцирует телесную теплоту и уничтожает опухоли, помет, моча и перья
- хорошие средства против злых духов; желчь павлина (рис. 97) полезна
при пищевых отравлениях, а кровь из его сердца уничтожает влияние злых
духов; копчик выдры (рис. 96) восстанавливает мужскую потенцию, ее кости
и помет используются для подсушивания водянки; мозг, взятый у трупа,
пролежавшего год на кладбище (рис. 98), помогает при нарывах и язвах;
череп сурка (рис. 99) помогает при водянке, его желчь врачует ранения
и пищевые отравления; помет козла (рис. 100) помогает при болезнях,
насланных злыми духами и особенно при психических расстройствах, яички
- укрепляют мужскую потенцию;
пепел рогов белой козы (рис. 101) помогает при ослаблении умственных
способностей, а ее пух врачует волдыри; компресс из помета черной козы
(рис. 102) - известное средство, помогающее при тяжелых накожных заболеваниях
и отравлениях, а ее пух врачует раны; кровь из морды светло-желтой козы
(рис. 103) полезна при ранениях; мозг лисы (рис. 122), затягивая отверстия
кровеносных сосудов, является кровоостанавливающим средством, ее сердце
используется для лечения водянки, кал и моча полезны при болезнях, насылаемых
злыми духами, и особенно при психических расстройствах; желчь и головной
мозг горной ящерицы (рис. 125) способствуют восстановлению мышечной
ткани головы; помет летучей мыши - известное средство против злых духов;
кости человека, погибшего от ножа (рис. 135), помогают при ранениях;
пепел человека — «великий пепел» (рис. 136), а также волосы с лобка
мужчины (рис. 137) излечивают болезни, насланные злыми духами; волосы
с макушки женщины (рис. 142) помогают при родах; мясо с головы голубя
(рис. 157) врачует сперму и содействует мужской потенции, перья голубя
применяются при легочных болезнях; кровь луговой ящерицы (рис. 160)
используется при лечении полостных ранений; кости журавля (рис. 162)
и кости верблюда (рис. 163) излечивают задержание мочи;
желчь рыжей коровы (рис. 171) врачует психические расстройства. Заканчивая
главу, автор указывает, что описанные выше лекарственные компоненты
должны применяться вместе с соответствующими добавками, которые быстрее
доставят лекарство к месту заболевания, и называет такие примеси «конями
лекарств». Так, «конем лекарств», врачующих болезни холода и болезни
«пневмы», является патока; «конем лекарств», врачующих болезни жара
- крови и «желчи», является сахар; «конем лекарств», врачующих болезни
«желтой воды» и «флегмы», является мед.