Атлас тибетской медицины

Лист 53
Краткое содержание глав 90 (окончание), 91, 92, иллюстрируемых на листе

Лист 53 рис.1

ГЛАВА 90 «»Набирание соков», врачующее недуг старости». За рассказом о ритуале «великого набирания соков» следует описание ритуала «малого набирания соков», также используемого при врачевании недуга старости, но с помощью иных лекарственных средств. Эти ритуалы разнятся друг от друга как идамом, которого умозрительно порождает медитирующий, отождествляя себя с ним, так и центральной частью мандалы, которую медитирующий порождает в своем сознании. Как и в случае «великого набирания соков», лама-лекарь сначала приготовляет соответствующее лекарственное средство, помещает это лекарство, соблюдая установленный порядок, в чашу-капалу1 и водружает эту чашу на низенький столик перед собой. Затем лекарь произносит «формулу прибежища», порождает в себе помысел неизменно следовать пути бодхисаттвы и, сев в позу лотоса, приступает к чтению мантр. Чтение мантр завершается погружением в самадхи, или глубокий транс.

Этот транс начинается с визуализации «Владыки сокровенного» или грозной манифестации бодхисаттвы Ваджрапани, выступающего здесь идамом вазы с напитком, и слияния с ним. Другими словами, медитирующий отождествляет себя с «Владыкой сокровенного», который изображен на рисунке 24 в окружении ваз с нектаром. Далее медитирующий порождает в своем сознании целостную мандалу - изображение места обитания высших существ и небожителей, на которых ориентирован транс. В центре мандалы, как бы построенной на капале с лекарством, стоящей перед ним, располагается несравненный дворец небожителей с четырьмя вратами и всеми атрибутами, присущими такому дворцу. В этом дворце на лотосовом троне восседает в медитативной позе Белый защитник Махешвара с нектарной вазой в руках. Справа от дворца располагается Хайягрива - хранитель лекарств с дубинкой в правой руке и грозящим указательным перстом левой руки (рис. 30). Над дворцом располагаются различные святые существа, как-то: будда Амитабха (рис. 8), Грядущий будда Майтрея (рис. 10), бодхи-саттва Авалокитешвара (рис. 11) и другие, представленные на рисунках 6, 7, 9, 19-24. Буддам и бодхисаттвам совершают подношение небожительницы, изображенные на рисунках 12-17, 25-29.

Создав такую умозрительную мандалу, медитирующий представляет, что из его сердца исходят лучи к сердцам святых существ над дворцом2, а затем к сердцу Махешвары. Лучи, направленные к святым существам, возрадовали их сердца и, обогатившись чудотворными свойствами, низвелись прямо в капалу с лекарством, усилив его лечебную потенцию. Лучи же, упавшие на сердце Махешвары, в свою очередь вызвали излучение сердца Белого защитника. Это излучение коснулось всех существ шести миров сансары, успокоив их страдания. Картины этих шести миров художник поместил под дворцом Махешвары, изобразив слева направо: мир небожителей (рис. 32), мир людей (рис. 33), мир прет (рис. 34), мир адских существ (рис. 35), мир животных (рис. 36), мир асуров (рис. 37). Совершив благо обитателям всех миров сансары, лучи, испущенные Махешварой, вобрали живительные соки этих миров и принесли их в капалу с лекарством, усилив, согласно представлениям тибетских лам-лекарей, его лечебные свойства.

По выходе из медитативного транса лекарь изготовляет пилюли из лекарственных компонентов, находившихся в чаше, поскольку при процедуре «набирания соков» лекарства употребляются только в форме пилюль3.

Лист 53 рис.2

ГЛАВА 91 «Восстановление половой потенции». Стабильная половая активность благоприятствует сохранению физических сил мужчины и является залогом его долголетия. В чисто мирском плане сексуальное общение доставляет физическое блаженство и, что самое главное, обеспечивает продление рода. Что же касается тех, кто практикует сокровенное учение, то здесь блаженство, порождаемое в результате соединения мужчины и женщины, служит мощным стимулом для интуитивного постижения природы феноменов, пустоты (шуньяты) присущего им существования, что ведет к поднятию на новую ступень высшего состояния духовного опыта.

Основным фактором при сексуальном общении является половая потенция мужчины. «Если мужчина не способен к осуществлению полового акта, то пусть его окружают даже сто красавиц, от этого ни физического удовольствия, ни продления рода произойти не может. Если же мужчина способен к половому акту и семя его не имеет дефектов, то и одной женщины достаточно для вкушения блаженства и появления потомства, продолжающего род». Прежде чем лекарь пропишет средство, восстанавливающее и поддерживающее половую активность, он должен провести обследование пациента на предмет выявления причин импотентности или других проблем, мешающих нормальному половому общению. При этом лекарь главным образом опирается на обследование пульса и мочи, что позволяет выяснить, какая физиологическая энергия или комплекс физиологических энергий лежат в основе недуга.

Действенным средством для восстановления половой активности считается мясо белой снежной лягушки в сочетании с различными лекарственными травами. При этом предварительно из мяса белой снежной лягушки должны быть выведены, путем специальной обработки, присущие ему токсины.

Для стимулирования половой активности, особенно у мужчин в возрасте 60-70 лет, весьма важны такие факторы, как окружающая обстановка, облик и поведение его партнерши, должная пища. Так, половую активность стимулируют: радующая глаз природа - местность не сухая и не переувлажненная, цветы, красивый пруд, тенистая роща, дарующая прохладу, щебетание птиц (рис. 39); молодая здоровая и привлекательная подруга, обладающая мелодичным голосом и кокетливыми манерами, ведущая приятные речи с улыбкой на лице и возбуждающая желание своими поцелуями (рис. 40-44); вкусная пища, укрепляющая силы, включающая в себя сахар, патоку, мед, крепкий, но без жира мясной бульон, молоко и сливки.

Лист 53 рис.3

ГЛАВА 92 «Подбор женщины». Женщина не должна быть бесплодной4, «бесплодная женщина подобна дереву без ветвей». Бесплодие женщины может проистекать как от воздействия демонов, так и в результате расстройства физиологических энергий. В первом случае бесплодие может исцелить лама, который в состоянии посредством гадания выявить демона - причину недуга и с помощью соответствующих ритуалов избавить несчастную от зловредного воздействия злого духа. Если же бесплодие женщины вызвано расстройством той или иной физиологической энергии, то конкретную физиологическую энергию, выступающую его причиной, можно определить по характеру менструальных выделений. Так, при бесплодии, вызванном расстройством «пневмы», менструальные выделения имеют желтый цвет и происходят несвоевременно. При бесплодии, вызванном расстройством «желчи», менструальные выделения имеют цвет сажи и по своей консистенции подобны гною. При бесплодии, вызванном расстройством «флегмы», месячные выделения обильны, своей консистенцией они подобны воде (рис. 54—56). В завершение главы излагаются способы лечения с помощью лекарств как бесплодных женщин, так и женщин, у которых рождаются мертвые дети.

Завершив изложение этой последней главы «Книги наставлений», риши Рикпэ Еше погрузился в пупок Верховного целителя.

Примечания:

1 Лекарь частями кладет лекарство с четырех сторон чаши, эти стороны символизируют четыре великих континента буддийской космогонии: Восточный, Южный, Западный и Северный, а сама чаша - центр буддийской космогонии, то есть гора Меру - обитель богов.

2 Этот аспект художник на своем рисунке не отобразил, несколько упростив содержание текста данной главы.

3 Ср. «пилюли бессмертия» в даосской традиции.

4 Здесь под выражением «бесплодная женщина» имеется в виду женщина, у которой зародыш умирает в матке.

Лист 52
Оглавление
Лист 54

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz