|
Главы
14-17 посвящены процедурам очищения, которым в тибетской медицине придается
большое значение в общем процессе терапевтического лечения. Эти процедуры
состоят во вводе внутрь различных лекарственных смесей, которые «промывают,
очищают болезнь». В зависимости от локализации заболевания и его природы
насчитывается пять различных видов очищения: процедура очищения низом,
то есть прославлением, к которой прибегают при заболеваниях, вызванных
кровью или «желчью» и связанных с кишечником; процедура очищения верхом,
то есть через рвоту, к которой прибегают при заболеваниях, вызванных
«флегмой» и связанных с желудком, как, например, при болезни «железная
грязь»1; процедура очищения вводом лекарства через нос, к
которой прибегают в случае дислокации заболевания выше ключицы; процедура
мягкого очищения клизмой «цямцзи»при болезнях «пневмы», локализованных
ниже пупка; процедура жесткого очищения клизмой «нируха» при заболеваниях,
вызванных комплексным расстройством трех физиологических энергий.
Глава
14 «Очищение прославлением». К очищению прославлением следует прибегать
при «созревших» заразных заболеваниях, заболеваниях, вызванных смятением
трех физиологических энергий при «созревшем» и «распространившемся»
жаре, при отравлениях, при несварении желудка, влекущем за собой появление
твердых опухолей, при отеках, водянке, «красно-коричневой флегме», при
болезнях «желтой воды», проказе, подагре, ревматизме, болезнях «паразитов»
(об этом см. л. 44); при периодическом ухудшении зрения, а также при
хронических язвах. Особенно полезным считается очищение прослаблением
при болезнях «желчи» (рис. 3-21).
Очищение
прослаблением не рекомендуется производить в зимнее время. В целом оно
противопоказано для людей преклонного возраста, для пациентов с истощением
компонентов тела или одержимых злыми духами, для беременных, для страдающих
ослаблением «огненной теплоты», геморроем, при действии вспять «низвергающего»
тока «пневмы». Очищение прослаблением нельзя производить тем, у кого
в полости тела имеются обломки оружия. К очищению следует приступать
только тогда, когда «заболевание созрело, собралось в желудке и разрушилась
его свернутость, то есть заболевание достаточно проявило себя и развилось».
При этом необходимо учитывать физическое состояние пациента. Так, например,
если в ходе хронической болезни у пациента истощились компоненты тела,
он крайне ослаб и полностью лишился аппетита, то в этом случае организм
больного может не выдержать процедуры очищения и «очищающие средства
обернутся для него ядом».
|
Сама
процедура очищения включает в себя три этапа: подготовка к очищению,
производство очищения, прекращение очищения. Задача первого этапа состоит
в доведении заболевания до его готовности к очищению, то есть необходимо
заставить «рассеянное собраться, свернутое разрушиться, несозревшее
созреть». Такая подготовка, в зависимости от характера протекания болезни,
может быть долгой или краткой. Долгая подготовка практикуется при постепенном,
медленном развитии болезни. При этом в зависимости от типа заболевания
больной некоторое время принимает лекарственные отвары или порошки,
приводящие к «созреванию» недуга. Так, например, при «несозревших» заболеваниях,
вызванных жаром «желчи», дается отвар растения «тикта» (сверция чирата),
а при «несозревших» заболеваниях, вызванных жаром крови, дается отвар
«трех плодов» и так далее.
Краткая
подготовка практикуется при внезапно вспыхнувших заболеваниях. В этом
случае в день благоприятного расположения планет больной с головы до
ног омывается отваром полыни и некоторых других лекарственных растений,
после чего делается масляный массаж живота. При болезнях жара для такого
массажа используется свежее животное масло, а при болезнях холода -
растительное масло.
Само
очищение в свою очередь делится на общее очищение промыванием и специальное
очищение промыванием. Общее очищение промыванием включает в себя последовательный
прием очистительных смесей, основу которых составляют «арура длинноклювый»
(миробалан хебуля) и «цямцза» (ревень). Сначала в полночь принимается
очистительная смесь, именуемая «проводник», являющая собой теплый отвар,
куда входят: «арура длинноклювый», «цямцза», каменная соль и перец длинный.
Затем, в зависимости от твердости живота2 после принятия
лекарственного отвара, определяется дозировка следующей лекарственной
смеси, меньшая при мягком животе и большая при твердом животе, что представляется
очень важным при проведении очищения в целом. Следующее очистительное
лекарство называется «кормчий»3. Оно являет собой пилюли,
приготовленные из равных частей измельченных в порошок следующих растений:
«арура длинноклювый», «шриканда» (калотропис гигантский), «дэнрок» (клещевина
обыкновенная) и «дурци» (молочай). «Кормчий» считается очень жестким
очистительным средством, которое «побеждает все тяжелые заболевания,
но при этом организм должен иметь достаточно сил».
Специальное
очищение промыванием ориентировано на лечение однотипных заболеваний.
Так, смесь, включающая шафран, «башаку» (адатода вазика) и мумиё, поносом
очищает жар печени; смесь «цзямбы» (мальва), «сукмэ» (кардамон) и белого
«цимонга» (княжик) поносом очищает болезни почек; смесь макупатры (девясил
высокий), каменной соли и перца длинного очищает болезни желудка; смесь
«тикты», «золотого цветка» (момордика кохинхинская) и «дукмонюнга» (ластовник)
очищает болезни, проистекающие от «желчи», и так далее.
Глава
15 «Очищение рвотным». Очищение рвотным не следует производить при истощении
компонентов тела, преобладании «пневмы», непрохождении мочи, при периодическом
ухудшении зрения, при болезнях «паразитов», геморрое или при отравлении
«мясным ядом». Очищение рвотным противопоказано как очень старым, так
и совсем юным, а также людям, одержимым демоном (рис. 35-45).
Очищение
рвотным рекомендуется при несварении и врожденных твердых опухолях,
при образовании «железной грязи» (то есть при переполнении желудка слизью),
при отравлении и желудочных коликах, при низвержении крови и «желчи»
в желудок, головных болях и потере аппетита. Особенно полезно очищение
рвотным при низвержении в желудок «белесой флегмы» и «красно-коричневой
флегмы» (рис. 46—55).
Процедура
очищения рвотным состоит из трех этапов: подготовка к очищению, производство
очищения, прекращение очищения. Подготовка к очищению может быть долгой
или краткой, эти процедуры совпадают с теми, что уже были описаны в
предыдущей главе. Разница только в том, что при внезапном появлении
несварения, вызванного несовместимой пищей, а также при скоплении в
желудке увеличившихся «флегмы» и «желчи» нельзя производить масляный
массаж.
Очищающие
средства при очищении рвотным делятся на главные и вспомогательные.
Для приготовления главного очищающего средства используется горный «шо»
(щавель), «цзянг» колючий белый (бодяк) или «цзянг» колючий черный (чертополох
кудрявый) и «дурци» (молочай), выкопанные летом едва распустившимися.
Эти компоненты смешиваются затем с аиром болотным, каменной солью и
перцем длинным. «Говорят, что некоторые добавляют в эту смесь еще и
белую горчицу»,- замечает автор. Отвар этих компонентов является мягким
очищающим рвотным средством, а пилюли, изготовленные из их порошка,-
жестким средством. Принимается оно на рассвете, после чего пациента
тепло одевают и оставляют сидеть на корточках до наступления рвоты.
Глава
16 «Лекарства, вводимые через нос». Поскольку носовые отверстия являются
вратами, ведущими в голову, поэтому очищение введением лекарственных
составов через нос показано для лечения многих заболеваний, локализованных
в районе головы. Однако введение лекарств через нос противопоказано
при «свежем» заразном заболевании, при только что полученном ранении
в голову, при опьянении алкогольными напитками. Нельзя также перед процедурой
введения лекарства через нос принимать внутрь какое-либо масло (рис.
57-61). Вводить лекарство через нос не рекомендуется также при головокружениях
под воздействием «пневмы», при рези в глазах, при зубной боли и кровотечении
из носа (рис. 65-70). Наиболее характерные показания для введения через
нос тех или иных лекарств, которые по своему действию делятся на «мягкие»
и «жесткие», изображены на рисунках 71-78.
|
Глава
17 «Очищение клизмой цямцзи». Очищение мягкой клизмой «цямцзи», что
буквально значит «нежное лекарство», рекомендуется при наличии у пациента
твердых опухолей, вызванных «пневмой», при вздутии живота, проистекающем
также по причине «пневмы», при «цзамбовом поносе», при истощении спермы
и затяжных менструациях, при холоде, распространившемся в кишечнике,
почках и пояснице, при упадке сил и «паразитах» в нижней части туловища.
Одним словом, клизма «цямцзи» полезна при всех заболеваниях, вызванных
расстройством функций «пневмы» и локализованных в нижней части туловища
(рис. 79-89). Клизма «цямцзи» противопоказана при водянке и ее разновидностях,
при отсутствии аппетита, при отравлениях и болезни печени, при жаре
в кишечнике и других полых органах, при ожирении и несварении, связанном
с ослаблением «огненной теплоты», а также при увеличении «флегмы» (рис.
90-100).
Клизмы
«цямцзи» по своему составу делятся на три группы: клизмы, помогающие
при заболеваниях, вызванных расстройством только «пневмы»; клизмы, помогающие
при заболеваниях, вызванных расстройством «пневмы» и «желчи»; клизмы,
помогающие при заболеваниях, вызванных расстройством «пневмы» и «флегмы».
В состав этих клизм входят различные лекарственные растения. Однако
общими для каждого из трех видов клизм компонентами являются молоко,
растопленное масло и бульоны. В первом случае - бараний бульон; во втором
случае - бульон из мяса каких-либо обитателей вод; в третьем случае
- бульон из мяса каких-либо обитателей засушливых мест.
Примечание:
1 Название заболевания, вызванного, по мнению тибетских медиков,
переполнением желудка слизью; его симптомы: язвы в желудке, частая отрыжка,
похудение, быстрая утомляемость, частая рвота кислой жидкостью.
2 Если лекарственный отвар вызвал прослабление, то живот
считается мягким; если он вызвал урчание в кишечнике - живот считается
средней твердости; если ничего не вызвал - живот считается твердым.
3 В тибетских медицинских текстах этим словом называется
растение «арура длинноклювый».