Часть
II
ВВЕДЕНИЕ В ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В ГЛУБИННЫЙ ПУТЬ ШЕСТИ ЙОГ НАРОПЫ
КРАТКОЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ ДРАШИ НАМДЖХАЛА
Поклон Гуру Дордже-Чангу
Тождественность ноумена и феномена —
Это реальность Дхармы.
Единство Мастерства и Мудрости
Дарует Путь Блаженства-Пустоты.
Тождественность всех форм и Пустоты —
Плод Трикайи1.
Ваджрадхаре2, который указывает Путь,
Мой поклон.
Успокоившему тело, речь и ум,
Мастеру трех Йог3,
Обретшему Высшее Достижение4;
Гампопе5, несравненному Гуру
Мой искренний поклон.
Блаженная Пустотность Йоги Тепла6 —
Это суть магической игры.
Йога Иллюзорного Тела и Сновидений —
Это Суть Света.
В царстве Бардо7 достичь Трикайи —
Это выше рождения в Чистой Земле Будды.
Всем Гуру линии передачи,
Освоившим все эти йоги,
Мой искренний поклон.
Суть Наставлений8 этих Шести Йог9
Излагается здесь для помощи тем, кто способен.
О, Властелин Тайн10 и Господин Дакинь11,
Молю Тебя — направь нас Своим благословением.
Это
Учение дается для тех, кто отрекся от мира и стремится к достижению
состояния Будды уже в этой жизни. Для того чтобы помочь способным практикующим,
посвятившим себя Двум Йогам12, быстро достичь Трикайи, дается это изложение
квинтэссенции Учения Глубинного Пути.
Вначале мы кратко рассмотрим основополагающие принципы практики [Шести
Йог]; затем мы обсудим различные виды практики в деталях, и наконец,
будет дан краткий комментарий к результату практики, или к Достижению.
Основные
Принципы Тантрической Практики
Главные принципы этой [Тантрической] практики основаны на понимании
[соотношения между "человеческим телом" и "Телом Состояния
Будды"]. Поэтому следует понять природу энергий [пран], психических
нервов [нади] и секреций [бинду], а также всех функций физического тела.
В общем, йогин должен знать строение Ваджра-Тела, состоящего из Шести
Элементов13, — то, как оно было создано, о его существовании и распаде.
Подробно он должен знать, как функционируют нади, праны и бинду, четко
понимать природу ума и то, какие различные формы он способен принимать.
Ему необходимо знать о том, что все вещи являются проекцией Алайя-Сознания14
в его грубых, тонких и тончайших проявлениях. Под грубым проявлением
подразумевается целостная тотальность Семи видов Сознания15; тонкое
проявление указывает на восемьдесят видов отвлекающих мыслей16; самое
же тонкое означает стадии "Открытия", "Роста" и
"Достижения"17.
Следует также ознакомиться с теорией относительно того, как и почему
эти три феномена возникают и исчезают. Кроме того, следует иметь четкое
представление об основных тантрических принципах Основы, Пути и Достижения18:
желания-страсти, подлежащие трансформации, Путь, по которому следует
идти, и Великая Мудрость, которую предстоит постичь. Все это должно
быть очень тщательно изучено, после чего — глубоко обдумано.
Примечания
1.
Трикайя: Три Тела Будды, т.е. Дхармакайя — Тело Реальности; Самбхогакайя
— Тело Блаженства и Нирманакайя — Тело Трансформации. Дхармакайя представляет
собой то, что изначально является нерожденным, трансцендентным, вне
всяких признаков и неподвластно никакому описанию. Самбхогакайя — это
божественное проявление Дхармакайи — Тело Величия и Славы, обнаруживаемое
только в пределах Чистой Земли Будды. Нирманакайя — Тело Трансформации,
воплощающееся в различных мирах во благо всех живых существ.
2. Ваджрадхара
(Т.Т.: рДо. рДже. хЧан): согласно традиции Тибетского Тантризма, Будда
Ваджрадхара считается первым Буддой, изложившим все Тантрические учения.
3. Три
Йоги: скорее всего речь идет о Йогах, направленных на овладение контроля
над телом, речью и умом.
4. Высшее
Достижение: полное Просветление или Состояние Будды.
5. Гампопа:
главный ученик Миларепы, великого ученого и йогина XII века, который
занимался, в том числе, распространением учения Кагью в Тибете.
6. Думо
(Т.Т.: гТум.Мо.; санскр.: Чандали): "мистический" огонь, или
жар, образующийся в Пупочном Центре во время практики Йоги Тепла.
7. Бардо
(Т.Т.: Бар.До.): промежуточное состояние между смертью и новым рождением.
Согласно буддизму, это очень важное состояние, которое не только дает
прекрасную возможность достижения Освобождения и Просветления, но и
являет собой как бы перекресток для пребывающего в нем. Его судьба во
многом определяется Бардо. См. раздел по Йоге Бардо.
8. Суть
Наставлений (Т.Т.: Ман.Наг. [или] гДамс.Наг): можно перевести также
как "Ключевые Наставления", которые содержит суть Тантрического
учения, передаваемого от Гуру к ученику, обычно в очень простой, точной,
но практической форме.
9. Шесть
Йог: Йоги Тепла Думо, Иллюзорного Тела, Сновидений, Света, Бардо и Трансформации
(Переноса Сознания).
10. Властелин
Тайн: одно из имен Ваджрадхары; некоторые утверждают, что это одно из
имен Ваджрапани.
11. Дакини
(Т.Т.: мКхах. хГро.Ма.; букв.: небесные путешественницы): Тантрические
Богини, охраняющие Тантрическую Доктрину и служащие ей. Они не обязательно
являются просветленными существами; существует много так называемых
Земных Дакини (Т.Т.: хДжиг. рТен. мКхах. хГро.Ма.), которые все еще
связаны с Самсарой.
12.
Две Йоги: В Ануттара Тантру ("Высшая Тантра") входят две главные
практики — Йога Восхождения (Т.Т.: сКйед.Рим.) и Йога Завершения (Т.Т.:
рДсогс.Рим.). Первая Йога, название которой еще можно перевести как
"Йога Развития или Сотворения", является подготовкой ко второй
и главное внимание в ней уделяется практикам концентрации и визуализации.
Она включает следующие этапы:
(1)
Визуализация всех объектов и своего тела растворяющимися в великой Пустоте.
(2)
Визуализация в Пустоте биджа-семени, трансформирующегося в тело практикующего,
в образе Покровителя Будды.
(3)
Визуализация Тела Покровителя Будды во всей его целостности, включая
Три Основных Канала и Четыре Чакры.
(4)
Визуализация Мандалы и отождествление всех проявлений с Состоянием Будды.
(5)
Повторение мантры Покровителя Будды и применение особой визуализации
для особых йогических целей.
(6)
Визуализация всех объектов, включая Тело Покровителя Будды, растворяющимися
в бидже Сердечной Чакры, а затем растворение биджи в великой Пустоте.
(7)
Из Пустоты заново проецируются Покровитель Будда и Мандала.
В этой Йоге главное
внимание уделяется визуализациям и основным видам йогической тренировки,
с тем чтобы заложить прочный фундамент для практики Йоги Завершения.
Но поскольку все это выполняется с сознательным усилием посредством
"обыденного ума", этот процесс нельзя считать трансцендентным
по природе; он предназначен лишь в качестве предварительной практики
для подготовки к более высоким Йогам. Йога Завершения являет собой высшую
практику Тантрической Йоги, главная цель которой — ввести кармические
праны в Центральный Канал и трансформировать их в Свет Мудрости, достигнув
таким образом реализации Дхармакайи. Затем йогин обучается тому, как
произвести Самбхогакайю и Нирманакайю из Дхармакайи. В Йоге Завершения
главными являются две Йоги — Тепла и Иллюзорного Тела, остальные — Йоги
Света, Сновидения, Бардо и Трансформации — вспомогательные.
13. Шесть
Элементов: земля, вода, огонь, воздух, пространство и сознание.
14. Алайя-Сознание
(Т.Т.: Кун.гШи.Нам.Чес.) или Сознание-"хранилище" — то, что
сохраняет или "запасает" все воспоминания и привычки. Оно
также именуется Фундаментальным Сознанием, Изначальным Сознанием, Сознанием
Созревающей Кармы и так далее. Как Йогачара, так и Тантрический Буддизм
особо подчеркивают важность и необходимость изучения этого Сознания.
Когда йогин достигает Состояния Будды, оно трансформируется в так называемую
"Мудрость Великого Зеркала".
15. Семь
видов Сознания: Сознание видения, слышания, обоняния, осязания, вкуса,
распознавания (ума) и привязанности-эго. Эти семь вместе с Алайей составляют
восемь видов сознания.
16. Из-за
того, что в настоящее время нет соответствующих тибетских справочных
изданий, переводчику не удалось дать точное определение этим "восьмидесяти
видам отвлекающих мыслей".
17. Открытие,
Рост и Достижение (Т.Т.: сНан. Ба., рГьяс. Ба., [и] Тхоб. Ба.). Это
три стадии, на которых последовательно возникают Три Пустоты и одно
за другим во время процесса "Растворения Праны-Ума" утихают
восемьдесят дуальностей и Желаний-Страстей. Это может произойти перед
сном, во время смерти и при вхождении праны в Центральный Канал. См.
раздел по Йоге Света.
18. Основа,
Путь и Достижение (Т.Т.: гШи. Лам. хБрас. Бу.). Эти три термина часто
используются в Тибетских Тантрических текстах. Основа (Т.Т.: гШи.) подразумевает
основополагающие принципы Тантрического Буддизма; Путь (Т.Т.: Лам.)
— это практика или путь действия, находящийся в полном согласии с принципами
"Основы"; и Достижение или "Плод" (Т.Т.: хБрас.
Бу.) — это полная реализация принципов "Основы". Так, например,
Основа Шести Йог покоится на убеждении, что исконная природа Будды,
без которой никакая практика не могла бы обеспечить достижение Трикайи
Состояния Будды, находится в механизме тела-ума самого человека. Основа,
таким образом, является причиной, семенем или потенциалом Трикайи во
всех живых существах; Путь Шести Йог — это практика, разработанная в
рамках этого основного принципа; и Достижение — это полная реализация
Трикайи.