4.
НАСТАВЛЕНИЯ ПО ЙОГЕ СВЕТА
Как Распознать Свет
Шаги, предпринимаемые при выполнении предварительной практики, устраняющей
все препятствия и обеспечивающей все благоприятные условия для распознавания
Света, идентичны тем шагам, которые предусмотрены в практике Йоги Сновидений.
Но, кроме того, йогину следует принимать доброкачественную и питательную
пищу, делать массаж тела, жить в тихом месте, сохранять свою Тиг Ле
и быть все время мягким и расслабленным. Третью часть каждого периода
медитации он должен посвящать практике Думо, две трети — практике Йоги
Света. В начале практики необходимо визуализировать Ваджрадхару голубого
цвета с супругой, в Сердечном Центре и молить Его о раскрытии Исконного
Света; затем следует визуализировать голубой ХУМ в Сердечной Чакре и
выполнять задержку Дыхания Вазы либо мысленно нараспев повторять ХУМ...
пока весь внешний мир не растворится в теле йогина, тело — в ХУМ, ХУМ
— в Наде40, а Нада — в великой Пустоте. Йогину следует медитировать
на Пустоте и задерживать дыхание. Выходя из этого Самадхи, необходимо
снова визуализировать Иллюзорное Тело Покровителя Будды и так далее...
Некоторые утверждают, что эта практика должна выполняться только ночью,
что неверно, ибо если практиковать это в течение дня, можно намного
увеличить шансы овладения контролем над Праной-Умом и добиться стабилизации
в раскрытии Света. Благодаря этому распознать Свет во время сна будет
намного легче. Кроме того, во время медитации огромная польза будет
от одновременной задержки дыхания. Распознать Свет посредством других
методов очень сложно и в этом случае невозможно будет удержать Свет
на продолжительное время... Тот, кто следует указаниям этой практики,
обязательно добьется введения пран в Центральный Канал и раскрытия Четырех
Пустот... Это, следовательно, самая важная практика Йоги Света.
Удержание
Света во время сна
Тот,
кто способен раскрыть по очереди все Четыре Пустоты посредством собирания
пран в Центральном Канале в дневное время, может добиться этого и во
время сна, если он сконцентрируется на ХУМ в Сердечном Центре непосредственно
перед тем, как заснуть.
Лучшее время для "удержания" Света — не [в середине] ночи,
когда сон очень глубокий, а на рассвете, или когда сон некрепкий; лучшая
же поза — лежа на боку, согнув колени.
Два основных момента практики Йоги Света — визуализация пяти ключевых
слогов на пяти лепестках лотоса в Сердечном Центре и задержка дыхания.
Перед тем как заснуть, йогину следует [снова и снова] двадцать один
раз размышлять о том, что он должен распознать Исконный Свет, когда
он проявится после стадий Открытия, Роста и Достижения. Затем он визуализирует
свое тело растворяющимся в ХУМ, а ХУМ — в Свете и концентрируется на
нем. Когда он начинает ощущать легкую сонливость, он концентрируется
на А; при ощущении средней сонливости — на НУ; при сильной сонливости
— на ТА, когда он чувствует, что почти засыпает, он концентрируется
на РА и, засыпая [или впадая в бессознательное состояние], на ХУМ.
Вначале йогину может показаться трудной визуализация двух последних
слогов, поскольку сразу после концентрации на первых трех велика тенденция
к засыпанию; но посредством регулярной практики он постепенно добьется
этого. Тому, кто не в состоянии оставаться осознающим в бессознательном
состоянии сна, будет трудно упорно практиковаться в дневное время с
целью обретения большей силы Самадхи. А обретение большей силы Самадхи
в свою очередь дает возможность оставаться осознающим в бессознательном
состоянии и в какой-то степени увидеть Свет...
В некоторых указаниях по этой Йоге говорится, что если человек все равно
не может распознать Свет, то он должен отказаться от сна на три дня
и три ночи, а затем попробовать еще раз...
Тот, кто способен раскрыть по очереди Четыре Света или Пустоты, т.е.
Свет Открытия, Роста, Достижения и Исконный Свет, может устранить как
грубые, так и тонкие Самсарические мысли и выйти за пределы дуалистического
ума. И тогда он лицом к лицу увидит Истинный Свет Сна, прозрачный и
ясный, как безоблачное небо. Это высшее переживание, или Совершенный
Свет. Вторым после него является то, что мы можем назвать "средним"
переживанием, или "меньшим" Светом, при котором, хотя йогин
и не может распознать по очереди Четыре Пустоты или устранить все Самсарические
проявления, он может преодолеть сильную сонливость и четко различить
прозрачную Просветляющую Пустотность. Далее идет "низшее"
переживание, при котором йогин не может распознать ни "совершенный",
ни "меньший" Свет, но достигает ясного и прозрачного ума в
состоянии сна до появления сновидений... Это называется переживанием
"соответственного Света".
Если во время практики, выполненной днем, йогин достигает стабильного
Самадхи, эта сила сохраняется в течение как дня, так и ночи, включая
состояния сна и сновидения. В этом случае йогин не будет [как правило]
видеть снов, а если будет, он сможет сразу же их распознать. Но некоторые
Гуру говорят, что это есть не Свет Сна, а лишь переживание Самадхи в
состоянии сна. Это, возможно, так, но если йогин сможет практиковать
таким образом, он реально повысит свои шансы на обретение способности
распознавать Свет и скоро сможет увидеть "меньший" Свет.
Хотя существует много методов удержания Света, вышеизложенных указаний
достаточно для данной цели; йогин же может следовать тому определенному
методу, который действительно помогает ему...
Комментарии
к Четырем Пустотам
Четыре Пустоты, Четыре Света, или Четыре Блаженства, составляют ядро
переживания Йоги Света. Они достигаются путем собирания пран в Центральном
Канале во время дневной практики в состоянии бодрствования. Тот, кто
в состоянии сделать это, должен концентрироваться главным образом на
Четвертой Пустоте, или Исконном Свете. Метод распознавания этих Четырех
Пустот состоит в следующем.
Во время ночной практики Йоги Света йогину нужно вначале сконцентрироваться
на слоге А одного из лепестков лотоса в Сердечном Центре. Посредством
этой практики праны Пяти Элементов соберутся в Центральном Канале и
по очереди начнут появляться знаки дыма, миража, света светлячка и т.д.
Когда йогин почувствует сонливость, он должен сконцентрироваться на
НУ, и при этом будет собрано еще больше пран, грубые дуалистические
мысли растворятся и появится Изначальная Пустота, или Свет Открытия.
При этом у йогина возникнет ощущение, будто он видит яркий лунный свет
в безоблачном небе. Когда сонливость усилится, йогин должен сконцентрироваться
на слоге ТА, при этом будет собрано еще больше пран, все тонкие дуалистические
мысли растворятся — и появится Вторая, или Предельная, Пустота, еще
именуемая Светом Роста, теперь у йогина возникнут ощущения, будто он
видит солнечный свет в безоблачном небе. При очень сильной сонливости
он должен сконцентрироваться на слоге РА, при этом будут собраны все
праны, большинство самых тонких дуалистических мыслей растворится, и
появится Третья, или Великая, Пустота, именуемая еще Светом Достижения,
теперь у йогина возникнет ощущение, что он видит тьму, окутывающую собой
все на глубоком безоблачном небесном своде. И, наконец, когда йогин
засыпает [или входит в бессознательное состояние], удерживая концентрацию
на слоге ХУМ, все праны Достижения и все самые тонкие дуалистические
мысли растворяются, появляется Четвертая, или Тотальная, Пустота, еще
именуемая Исконным Светом; и у йогина появляется ощущение, что он видит
небесный свод на рассвете, при этом все Три "Примеси" солнца,
луны и сумерек покинут его... Это Четыре Пустоты или Света Сна, которые
йогин должен распознать и практиковать.
Вначале йогин может не распознать все эти Четыре Пустоты, но путем регулярной
и настойчивой практики он в конце концов добьется этого. Те, кто еще
не достиг мастерства в "удержании" Четырех Пустот, должны
практиковать Йогу во время неглубокого сна; те же, кто достиг его, должен
выполнять практику в период глубокого сна. Тот, кто еще не обладает
умением "удерживать" Свет обычным путем, не сможет сделать
этого и обратным процессом, т.е. начиная с Исконного Света, удерживать
сначала Третий, Второй, а затем Изначальный Свет. Поэтому обычный процесс
составляет основу и очень важен.
Если йогин вынужден выйти из Самадхи Света путем возбуждения праны,
он должен сконцентрироваться на ХУМ в Сердечной Чакре, с тем чтобы восстановить
устойчивость Самадхи. Если это не помогает, ему следует попытаться медитировать
на "меньшем" Свете. Если он вынужден выйти из "меньшего"
Света, ему следует попытаться выполнить практику Иллюзорного Тела Сновидения.
Но чтобы сделать это должным образом, он должен уметь собирать праны
в Центральном Канале и добиваться раскрытия Четырех Пустот во время
дневной практики. Только когда йогин достигнет этой стадии, он сможет
полностью удерживать Свет и ночью. Менее продвинутые йоги могут распознать
Первый или Второй Свет, но добиться этого с Третьим и Исконным Светом
будет для них чрезвычайно сложно.
Если перед тем, как лечь спать, йогин вызывает в себе очень сильное
желание удержать Свет и при этом концентрируется в Сердечном Центре
на слоге ХУМ, который излучает яркий свет, заполняющий все тело, ему
скорее всего удастся увидеть "меньший" Свет. В состоянии неглубокого,
некрепкого сна без сновидений он увидит природу Ума как проявляющуюся
и в то же время пустую — абсолютно прозрачную. Сознание его будет ясно,
как будто он находится в состоянии бодрствования. И тем не менее он
не сможет устранить отвлекающие мысли. Иногда вместе со снами может
возникать также и его просветляющее Осознание. Если это случается, следует
продолжать концентрироваться на ХУМ и попытаться удержать просветляющее
Осознание, с тем чтобы добиться стабилизации Света. Тот, кто не в состоянии
распознать Свет во время глубокого сна, не должен отчаиваться, ему следует
попытаться снова достичь осознания — и постепенно ему удастся это. Если
из-за возбуждения праны возникнут какие-то сны, необходимо отождествить
эти видения с Покровителем Буддой и Его Мандалой, а затем попытаться
еще раз растворить их в великой Пустоте...
Следует знать, что "меньший" Свет не является истинным Светом
Сна. Истинный Свет Сна — это Четвертый, или Исконный, Свет, свободный
от всех отвлечений и дуалистических мыслей, в то время как первый является
лишь поверхностным Светом, смешанным с дуалистическими мыслями и отвлечениями.
Но если йогин сможет стабилизировать и укрепить этот "меньший"
Свет, он в конце концов добьется успеха в удержании Исконного Света.
В настоящее время многие йоги в Тибете могут достигать лишь состояния
удержания "соответствующего" Света; даже те, кто способен
хорошо выполнять практику, могут удерживать лишь "меньший"
Свет. Поэтому чрезвычайно важно знать эту разницу...
Комментарии
к Трем Основным Светам
Свет, согласно учению Тантры, можно классифицировать на следующие три
группы:
(1) Свет Начала
(2) Свет Пути
(3) Свет Осуществления
Свет Начала или Реальности — это Исконный Свет, существующий во все
времена независимо от того, осознается он или нет. Свет Сна и Свет Смерти
относятся к этой группе. Свет Пути — это прямое постижение Шуньяты,
или Четырех Светов, или Пустот, которые раскрываются при вхождении пран
в Центральный Канал. Его также можно назвать Мудростью Недвойственности,
отражающей постижение Нерожденной Пустоты, которая превосходит дуализм
субъекта и объекта... Свет Осуществления — это постижение Конечного
Света Двух-в-Одном, полное и совершенное Просветленное Состояние Будды.
Свет Сна также можно разделить на различные группы. Свет, распознаваемый
в глубоком сне без "встречи с объектом", именуется Светом
Глубокого Сна; Свет, распознаваемый с грубыми и тонкими объектами, именуется
"меньшим" Светом Сна и так далее.
Как уже указывалось при описании Йоги Сна, йогин должен определить,
обладает ли он уверенностью и способностью для овладения Бардо. Он должен
спросить самого себя: "Смогу ли я, когда наступит время, овладеть
Светом Смерти, находясь на данном уровне Реализации?" Если йогин
в состоянии овладеть Четырьмя Пустотами Сна, он может быть уверен, что
во время смерти сумеет распознать Четыре Пустоты. Смерть для него является
очень благоприятным этапом на Пути.
Таким образом, посредством практики этой Йоги Света будет достигнуто
очищение Самсарических привязанностей и двойственного восприятия, и
будет постигнута Самопросветляющая Мудрость. С помощью Огня Мудрости
Исконного Света можно уничтожить все нечистые мысли, соединить воедино
Свет Сына и Свет Матери и объять все и вся в великой тотальности Врожденного
Света... И тогда йогин достигнет совершенства Дхармакайи и Рупакайи41
и до окончания Самсары сможет без малейших усилий помогать всем живым
существам бесчисленным множеством путей.
Примечания
40.
При растворении слога ХУМ последняя маленькая видимая точка, остающаяся
в "процессе растворения" ХУМ после исчезновения Тиг Ле (Тхиг.
Ле.), известна как "Нада". [См. рисунок]. "Нада"
— это также самопорожденный мистический звук, образующийся без соприкосновения
одного с другим.