5.
НАСТАВЛЕНИЯ ПО ЙОГЕ БАРДО
Феномен смерти
Для того чтобы практиковать Йогу Бардо, следует вначале хорошо понять
основные принципы Бардо. Информацию об этом можно найти в других источниках.
Следует познакомиться по данной теме с тем, что представляют различные
Сутры и Тантры.
Я лишь вкратце опишу феномен смерти:
(1) Когда Скандха Формы42 начинает растворяться, человек ощущает слабость
вплоть до сильного истощения. Когда начинает растворяться элемент Земли,
тело иссушается; когда растворяется орган зрения, человек не в состоянии
двигать глазами или ясно видеть; когда же начинает растворяться элемент
Мудрости Великого Зеркала43, ум затуманивается и отупляется...
(2) Когда начинает растворяться Скандха Чувства, человек ощущает вялость
и онемение; когда растворяется элемент Воды, все секреции в теле прекращаются;
когда растворяется орган слуха, человек перестает слышать; когда же
рассеивается элемент Мудрости Равенства, человек перестает различать
радость и страдание.
(3) Когда начинает растворяться Скандха Восприятия, — человек перестает
видеть какие-либо внешние объекты; когда растворяется элемент Огня,
пищеварение прекращается; когда процесс рассеивания начинает затрагивать
нос, верхняя прана замедляется и становится неровной; когда растворяется
обоняние, человек перестает различать запахи; когда же рассеивается
элемент Мудрости Наблюдения, умирающий теряет способность узнавать родственников,
стоящих вокруг него.
(4) Когда растворяется Скандха Действия, человек не может делать ничего;
когда растворяется элемент праны, Десять Пран возвращаются туда, откуда
они пришли; когда растворяется орган вкуса, язык укорачивается и утолщается;
когда этот процесс затрагивает чувство вкуса, человек перестает различать
вкусы, когда растворяется элемент Мудрости Действия, человек не может
ни действовать, ни изъявлять свою волю.
Согласно другим Писаниям, процесс смерти выглядит следующим образом:
(1) Когда элемент Земли растворяется в Воде, внешним признаком этого
является то, что человек теряет способность двигать своим телом, ощущая
при этом, что он теряет всякую опору и вот-вот потеряет сознание. Ему
хочется закричать: "Пожалуйста, помогите мне встать!" Внутренним
признаком этого этапа является то, что сознание становится подобно вихреобразным
клубам дыма.
(2) Когда Вода [элемент] растворяется в Огне, внешним признаком является
прекращение всех видов секреций; внутренний признак — сознание проявляется
в виде двигающихся миражей, и все тридцать три дуалистические мысли
гнева44 угасают.
(3) Когда Огонь [элемент] растворяется в пране, внешним признаком является
резкое снижение тепла тела, пальцы рук и ног немеют и холодеют; внутренний
признак — сознание проявляется в виде тусклого огня свечения светлячка,
и сорок дуалистических мыслей вожделения угасают.
(4) Когда прана растворяется в сознании, внешним признаком этого является
то, что вдохи умирающего становятся очень короткими, а выдохи — очень
длинными. Внутренний признак — сознание проявляется в виде ясного и
устойчивого света лампы, и все семь дуалистических мыслей неведения
угасают.
... Согласно Писаниям, эти признаки смерти могут появляться один за
другим или все сразу, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Когда тонкие элементы растворятся, у умирающего будут следующие переживания:
(1) Когда сознание растворится в Свете Открытия, он увидит свет, подобный
лунному свету в безоблачном небе.
(2) Когда Свет Открытия растворится в Свете Роста, он увидит полоску
красно-голубого света, подобную утренней заре.
(3) Когда Свет Роста растворится в Свете Достижения, он ощутит полную
темноту и потеряет сознание.
(4) Это бессознательное состояние вновь растворится в Свете и появится
прозрачная, ясная Чистота, подобная безоблачному рассветному небу, без
каких-либо даже легких "примесей" предыдущих трех состояний.
Это есть истинный Свет Смерти, или Исконный Свет...
Когда различные элементы растворятся один за другим, элемент праны окончательно
растворится в сознании в Сердечном Центре. Тогда произойдет нисхождение
белой Тиг Ле в Головном Центре, подъем красной Тиг Ле в Пупочном Центре,
и обе соединятся в Сердце. Когда красная и белая Тиг Ле полностью сольются,
появится Свет Смерти. Каждое живое существо в Шести Локах [Мирах] видит
Свет Смерти в конце каждой жизни, но, к сожалению, не может распознать
и удержать его...
Появление
Бардо
... Затем, в обратном порядке, из Света Смерти начнут по очереди появляться
Свет Достижения, Роста и Открытия. Когда дремавшая до сих пор прана
начнет двигаться, появится Свет Достижения; и сразу же за ним последуют
Свет Роста и Свет Открытия. Затем появятся восемьдесят дуалистических
мыслей, и в результате возникнут все иллюзорные проявления Бардо...
Часто возникает вопрос: "Как выглядит тело и лицо пребывающего
в Бардо?" Согласно братьям Асанга, они принимают форму будущего
воплощения. Но другие утверждают, что они становятся похожими на тело
и лицо прошлого воплощения. Однако, согласно Наставникам Преемственной
Цепи, на начальных стадиях Бардо лицо и тело пребывающего в Бардо напоминают
его лицо и тело в предыдущем воплощении, затем постепенно они меняются
и на последних стадиях Бардо принимают вид предстоящей инкарнации. Эта
теория не только разумна, но и согласуется с Писаниями. Многие Сутры
ясно указывают на существование в состоянии Бардо "Тела Привычки",
имеющего форму предыдущего воплощения. О том же говорится в великом
"Комментарии к Калачакра Тантре". Этот момент будет более
понятен нам, если в качестве примера мы возьмем сны. В них благодаря
привычным представлениям мы не меняем ни лицо, ни тело. Точно так же
привычные представления человека будут продолжать удерживать его форму
в раннем Бардо, и только на последних стадиях, когда привычные представления
предыдущей жизни рассеются, появится новая форма тела, идентичная с
формой тела предстоящей инкарнации.
Пребывающий в Бардо обладает всеми органами в полном составе, и он может
беспрепятственно путешествовать куда угодно, кроме того места, где ему
предстоит воплотиться вновь. Он обладает некоторыми cамсарическими сверхспособностями,
питается ароматами пищи и может видеть своих собратьев по пребыванию
в Бардо.
Если пребывающему в Бардо предстоит родиться в мире несчастий и бедности,
он будет видеть кромешную тьму или черную, дождливую ночь... Если он
должен родиться в счастливом окружении, он видит белый свет, яркий,
подобно луне...
В другом Писании сказано: "Те, кому суждено родиться в Аду, будут
видеть все вещи окрашенными в черно-коричневые тона, подобно обугленному
дереву; те, кому суждено родиться в мире Голодных Духов, будут видеть
все в дымчатых тонах; те кому суждены Небеса, будут видеть золотистый
свет; те, кому предстоит родиться на Небесах Формы (Рупадхату), будут
видеть белое.., и те, кто будет рожден на Небесах Без Формы (Арупадхату),
не будут иметь переживания Бардо — сразу же после смерти они воплотятся
на Небесах Без Формы.
... Однако указывается, что те живые существа на Небесах Без Формы,
которым суждено родиться в низших мирах, будут вновь иметь переживание
Бардо... Когда элемент Земли приходит в волнение, пребывающий в Бардо
слышит громовые раскаты взрывов; когда в волнение приходит элемент Воды,
он слышит шум бушующих волн океана; элемент Огня — шум горящего леса,
элемент Ветра — завывание урагана...
Три Тлетворные Страсти — похоть, ненависть и неведение — приводят к
тому, что у пребывающего в Бардо начинаются различного рода ужасающие
видения в белых, красных и черных тонах — его привычные понятия, в основе
которых лежит заблуждение, проецируются в виде страшных привидений и
демонов, приближающихся к нему с намерением причинить зло.
Утверждается, что пребывающий в Бардо обладает следующими качествами:
(1) Его тело не оказывает сопротивления и не отбрасывает тень; за долю
секунды он может перемещаться на огромные расстояния.
(2) Живые существа в других мирах не могут видеть его действия.
(3) Он обладает ясновидением и телепатическими способностями.
(4) Он не видит ни солнца, ни луны, ни звезд.
(5) Он видит, как Исконный Дух45 подробно записывает все его хорошие
и дурные поступки, совершенные в прошлой жизни.
(6) Хотя он видит пищу, он не может насладиться ею, если она не предложена
либо предназначена ему.
Несмотря на все вышеизложенные описания, трудно принять их как незыблемые
и четко определенные принципы, поскольку Карма отдельных индивидуумов
не бывает одинаковой, и проявления также бывают очень различны. Во многом
состояние Бардо схоже с состоянием Сновидения, также неустойчиво и неопределенно.
Максимальная продолжительность существования в Бардо составляет семь
дней, но если в течение этого времени пребывающий в Бардо не воплощается,
он "умирает" или впадает в забытье, с тем чтобы немедленно
родиться вновь во втором Бардо. Этот процесс может повторяться семь
раз — в общей сложности сорок девять дней.
Пребывающий в Бардо начинает испытывать любовь к тому месту, где ему
предстоит родиться, сразу же, как только он видит его.
Тот, кто будет рожден во влаге или тепле, будет привлечен парами и запахами.
Тот, кто будет рожден в форме червя или яйца, ощутит огромное вожделение
и исполнится ненавистью к обоим своим родителям при виде их сексуального
акта. Тот, кому предстоит родиться мужчиной, полюбит свою мать и возненавидит
отца, и [женщина] наоборот. Как только это вожделение и ненависть возникнут,
пребывающий в Бардо немедленно впадет в забытье и, не осознавая этого,
родится в новом теле...
Тот, кто будет рожден в одном из небесных миров, увидит великолепные
дворцы с ангелами как мужского, так и женского пола, и он ощутит желание
по отношению к ним...
Тот, кому суждено родиться в мирах, где царит несчастье, будет иметь
много ужасающих видений и всеми силами будет пытаться избежать их. Если
он найдет убежище в пещере, яме или на дереве, он родится животным;
если в железном доме — то родится в Аду...
Когда пребывающий в Бардо умирает, он также проходит через четыре стадии
процесса растворения, т.е. угасания пран в Свете Открытия, Роста, Достижения
и в Исконном Свете. Затем начинается обратный процесс — от Исконного
Света к Достижению, Росту, Открытию, к восьмидесяти дуалистическим мыслям,
к элементам праны, огня.., пока не завершится "укомплектование"
механизма тела-ума.
Возможности
Бардо
Во время наступления смерти, когда Свет Сына и Свет Матери сливаются
воедино, все тонкие дуалистические мысли угасают. И тогда йогин, достигший
полного мастерства как в Йоге Восхождения, так и в Йоге Завершения,
может сразу же обрести совершенное Состояние Будды и все его преимущества.
Тот, кто достиг средней степени мастерства, но способен практиковать
высшую Махамудру днем и ночью, может также удерживать Свет Смерти, а
затем, когда начнут появляться видения Бардо, использовать их с целью
достижения Реализации...
Некоторые утверждают, что даже при небольшой подготовке и незначительных
достижениях можно достичь реализации Дхармакайи в момент смерти, а Самбхогакайи
и Нирманакайи — в состоянии Бардо. Но это утверждение безосновательно
и противоречит тому, что сказано в Писаниях. Те, кто делает такие заявления,
не осознают того факта, что удержать Свет, даже на короткое время, чрезвычайно
трудно; а затем остаться незатронутым ужасающими и приводящими в замешательство
видениями Бардо, используя их как средство совершенствования, — еще
труднее. Это ясно демонстрирует тот факт, что даже нам, живым, чрезвычайно
сложно достичь распознания Света Сна и Сновидений здесь и сейчас. Даже
если мы можем распознать Свет и Сновидения, мы не в состоянии прочно
удерживать их, а также мы не можем достичь полного контроля над снами
и трансформировать их по собственному желанию...
Но эта критика вышеизложенного утверждения не подразумевает отрицание
того факта, что те, кто подготавливает себя и выполняет практику при
жизни в теле, получат от этого большую пользу во время смерти и в Бардо.
Все проявления этого мира являются фактически проявлением Бардо, в то
время как все виды Самсарического существования — формами существования
Бардо. Период между рождением и смертью можно назвать "Бардо Жизни
и Смерти", период между засыпанием и пробуждением — "Бардо
Сновидения", между смертью и новым рождением — собственно "Бардо".
В этих трех Бардо следует выделить в качестве практики следующие виды
Йоги: Йога Думо и Йога Иллюзорного Тела, Йога Света и Йога Сновидений,
а также Йога Бардо и Йога Трансформации соответственно.
Как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования йогин должен размышлять
о том, что все, что он видит, слышит, к чему прикасается и по отношению
к чему действует, — все это находится в состоянии Бардо. Следует знать,
что регулярное и настойчивое выполнение этого указания является великолепной
подготовкой для Бардо.
Многие Гуру заявляли: "Практикуя Йогу Бардо, нельзя ни на секунду
забывать полученных инструкций, даже если за тобой гонятся семь разъяренных
тибетских собак. С приближением смерти следует предложить все свое имущество
Трем Драгоценностям46, оказывать щедрую помощь нуждающимся, отказаться
от всех привязанностей, строго соблюдать Заповеди Самайи и искренне
покаяться во всех проступках и грехах... Также нужно постараться получить
повторную инициацию у своего Гуру или у Будды, с тем чтобы восстановить
Заповеди Самайи, если когда-либо они были нарушены. Следует искренне
молиться своему Гуру и Покровителю Будде, прося о помощи в удержании
Света Смерти и Иллюзорного Тела в Бардо, а также попросить своих духовных
друзей напоминать обо всех необходимых указаниях, когда будешь на смертном
одре".
Йогин, достигший наибольшего мастерства, должен во время смерти практиковать
Йогу Растворения и сконцентрироваться на Самопросветляющей Сущности,
с тем чтобы соединить ее со Светом Смерти; затем из Света он должен
попытаться вывести созданные Праной-Умом Совершенные Самбхогакайю и
Нирманакайю.
Те йоги, которые обрели высокое мастерство и достигли Четвертой Стадии
Махамудры, могут с уверенностью соединить воедино Свет Матери и Свет
Сына во время смерти. Тогда все связи Кармического тела, ума и проявлений
будут уничтожены и могут быть достигнуты все преимущества Состояния
Будды. Умы их обретут форму Дхармакайи, тела станут Телами Мудрости,
а их Землей будет Земля Совершенства и Чистоты.
Те йоги, которые достигли среднего уровня мастерства, должны выполнять
практику так же, как те, которые достигли высших ступеней Йоги. Если
они добьются успеха в этом, они обойдут стадию Бардо и достигнут более
высокой стадии на Пути — Бхуми. Если им это не удастся, они должны всем
сердцем молиться о том, чтобы родиться в Чистой Земле Будды и следовать
учению Йоги Трансформации...
Те йоги, которые находятся на низших ступенях мастерства, не способные
удерживать ни Свет Смерти, ни Иллюзорное Тело, должны всеми силами пытаться
развивать свою способность к осознанию и с непоколебимой верой и пониманием
выполнять все указания, с тем чтобы должным образом принять вызов смерти
и Бардо. Тот, кто не сможет воспользоваться благоприятной возможностью
смерти и Бардо для достижения Освобождения, будет вынужден под воздействием
Кармы еще раз принять рождение в Самсаре. Для того чтобы избежать этого,
следует выполнить следующие наставления.
Когда пребывающий в Бардо окажется в месте, которое наиболее привлекательно
для него, он должен визуализировать его в виде Мандалы Покровителя Будды.
Когда он станет свидетелем сексуального акта между мужчиной и женщиной
и в нем возникнет вожделение и ненависть, он должен войти в состояние
осознания и подумать о том, что это Третья Инициация Будды-Отца и Будды-Матери.
Он должен принять их переживания как переживания Блаженства-Пустоты
и увидеть, что и вожделение, и ненависть иллюзорны и пустотны.
Таким образом, уделив особое внимание Шуньяте, он может навечно освободиться
от Самсары. Если пребывающий в Бардо сможет успешно реализовать все
это и избежать повторного рождения в первые семь дней, у него не будет
трудностей с достижением этого и в течение следующих семи дней, и позднее.
Он получит рождение в Чистой Земле Покровителя Будды и завершит свои
этапы на Пути. Если пребывающий в Бардо желает получить рождение в Чистой
Земле Будды, он должен развивать в себе сильное желание перевоплотиться
там. Это крайне важно. Затем ему следует применить указания по Йоге
Трансформации — и через долю секунды он будет рожден в Чистой Земле...
Кратко суммировать преимущества, даваемые Йогой Бардо, можно следующим
образом:
(1) Реализации Дхармакайи можно достичь во время умирания;
(2) Самбхогакайи — в Бардо;
(3) Нирманакайи — во время нового воплощения.
Это также именуется Путем, который ведет к достижению Трикайи Будды.
Примечания
42.
Скандха Формы (букв.: Совокупность Формы), относится ко всей материи,
объектам или к чему бы то ни было, состоящему из различных элементов.
"Пять Скандх" — очень часто используемый в буддийской литературе
термин, первоначально выражал идею, опровергающую абсолютное существование,
неделимое эго, самосущность и т.д.
43. Мудрость Великого Зеркала: этот термин не следует принимать здесь
буквально, поскольку нельзя сказать, что обычные живые существа обладают
какой-либо из Пяти Мудростей Состояния Будды, описанных в этом разделе.
Почему же употребляется это выражение? Согласно буддизму Йогачары, когда
йогин достигает Состояния Будды, его пять Сознаний (Видения, Слышания,
Обоняния, Вкуса, Осязания) становятся Мудростью Свершения или Деятельности;
его ум, или Шестое Сознание, становится Мудростью Наблюдения; его Эго-Сознание,
Седьмое — Мудростью Равенства; а его Восьмое, Алайя-Сознание становится
Мудростью Великого Зеркала.
44. Здесь опять же, не имея тибетских справочных изданий, переводчик
затрудняется дать точное определение данным терминам.
45. Исконный Дух, или Исконный Призрак: фактически это проекция
собственного сознания, преобразованная в форму духа, записывающего все
добрые и дурные поступки человека и предоставляющего эти данные Богу
Смерти (Яма).
46.
Три Драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха.