ВВЕДЕНИЕ
Если дать определение мистицизму в его широком смысле как "доктрине,
согласно которой познание "Бога" или духовной истины достигается
посредством прямой интуиции", то Тибетский Тантризм также можно
рассматривать как форму мистицизма. Проблема здесь, конечно, в том,
в каком смысле понимать термины "познание", "Бог",
"духовная истина" и "интуиция". Внимательный анализ
использования этих слов немедленно вынесет на поверхность все разнообразие
сложных концепций, стоящих за ними, и окажется, что для них нет каких-то
четких, общепринятых значений. Несмотря на кажущуюся схожесть различных
форм мистицизма, между ними существует огромная разница. Но для того
чтобы подробно описать эти различия, требуется глубокое понимание всех
этих систем, а также личный опыт в каждой из них, что подтверждается
всеми мистиками. Эти требования действительно сложны, если не невозможны,
чтобы кто-то их мог выполнить в настоящее время. Поэтому целью автора
является не критическое исследование Тибетского Тантризма в противовес
другим формам мистицизма, а ознакомление читателя с некоторыми важными
текстами, которые до сих пор не были доступны ни на одном из европейских
языков.
Уместно будет сказать несколько слов об основной доктрине Тибетского
Тантризма и фундаментальном принципе, лежащем в основе практики данной
системы. Кратко можно изложить это следующим образом: "Божественное
Состояние Будды вездесуще, но самым быстрым путем к познанию этой истины
является путь обнаружения его в своем собственном механизме тела-ума".
Посредством духовных упражнений и использования тантрических техник
— таких, например, как Шесть Йог, — можно добиться скорого постижения
на личном опыте того, что тело, ум и "объективный мир" — все
это является проявлением Божественного Состояния Будды. Самсара есть
Нирвана, люди — проявления Божественного, "нечистые" страсти-желания
— выражения Пяти Истинных Будд1, Просветление или Освобождение
достигается не искоренением человеческих страстей и желаний, а через
отождествление, идентификацию их с трансцендентной Мудростью. Таким
образом, в основе доктрины Тибетского Тантризма находится рассмотрение
механизма тела-ума человека как соответствующего, если не идентичного,
механизму тела-ума Будды. Дух и практика всех Тантрических Йог соответственно
направлены на раскрытие и развитие этого основного положения.
Теперь в качестве иллюстраций этой основной доктрины рассмотрим две
краеугольные тантрические практики — Йогу Восхождения и Йогу Завершения.
В практике Йоги Восхождения йогин обучается тому, как визуализировать
и таким образом отождествлять внешний мир с Мандалами, свое тело — с
Телом покровительствующего ему Будды, нервную систему — с тремя Каналами
и нади четырех Чакр, различные виды секреции — с бинду положительных
и отрицательных элементов, свою устремленность и энергию — с Праной
Мудрости и "Светом"... В практике Йоги Завершения прежде всего
он обучается растворению всей своей Энергии-Мысли2 в Исконном
Свете — Дхармакайе, находящемся и до начала практики сокрытым "в"
Центре Сердечной Чакры, с тем, чтобы затем из него заново спроецировать
Тело Формы (Рупакайя) и таким образом привнести Состояние Будды в свои
бесчисленные действия.
Также следует здесь упомянуть очень важную теорию, лежащую в основе
всей практики Тибетских Йог, именуемую "Тождественность Праны и
Ума"3.
Тантризм рассматривает мир как состоящий из противоположных, противостоящих
друг другу элементов и отношений: ноумен и феномен, потенциальность
и проявление, причина и следствие, Нирвана и Самсара... Прана и Ум.
Каждая из этих пар противоположностей, хотя и кажется антитетической,
на самом деле являет собой неразрывное единство. Если человек может
постичь в полной мере один член пары противоположностей и овладеть им,
он автоматически достигает познания и овладения вторым. Таким образом,
тот, кто постиг, что сущностью ума является Трансцендентная Мудрость,
одновременно достигнет осознания того, что прана являет собой неистощимую
энергию и действие Состояния Будды.
Нет необходимости излагать здесь все многочисленные аспекты данной доктрины,
но одному из них следует уделить некоторое внимание. Речь идет о "взаимосвязи
ума и праны".
Определенный тип ума, или ментальной активности, неизменно сопровождается
праной соответствующей характеристики либо трансцендентной, либо приближенной
к земному плану. Например, определенное настроение, чувство или мысль
всегда сопровождаются праной соответствующих признаков и ритма, что
отражается в феномене дыхания. Так, в состоянии гнева возникают не только
присущие ему чувства и мысли, но и дыхание становится резким и "жестким".
А в состоянии спокойной сосредоточенности на решении той или иной интеллектуальной
проблемы мысли и дыхание наполняются таким же покоем. Когда концентрация
особенно глубока, как, например, при решении очень сложной задачи, происходит
бессознательная задержка дыхания. Если человек находится в состоянии
гнева, зависти, гордости, стыда, любви, вожделения, высокомерия и т.д.,
тут же он может ощутить в себе именно эту, соответствующую данному настроению,
"прану" или "воздух". В состоянии глубокого Самадхи
нет никаких мыслей, поэтому нет и ощутимого дыхания. Во время первого
мгновения Просветления, когда происходит трансформация обычного сознания,
и прана изменяется самым коренным образом.
Таким образом, каждое настроение, мысль и чувство — будь они просты
или сложны, "тонки" или "грубы" — сопровождаются
соответствующей или ответной праной. На высоких ступенях практики Дхьяны
происходит замедление циркуляции крови почти до остановки, ощутимое
дыхание также приостанавливается, и йогин переживает некую степень просветления
в состоянии ума, полностью свободном от всех мыслей. И тогда происходит
не только изменение сознания, но также изменяются и физиологические
функции "тела.
Основываясь на принципе "Тождественности Праны и Ума", Тибетский
Тантризм предлагает два Пути, или вида, Йоги, которые оба ведут к той
же трансцендентной цели. Первый именуется Путем Освобождения или "Йогой
Ума", второй — Путем Мастерства или "Энергетической Йогой".
Первый Путь во многом подобен Чань(Дзэн)-Буддизму, поскольку акцент
в нем делается на наблюдении и культивировании Исконного Ума при минимуме
обрядности и йогической подготовки. Второй Путь представляет собой ряд
сложных йогических практик, требующих большого напряжения и известных
как Йога Восхождения и Йога Завершения.
Три фрагмента, представленные в первой части данной книги, в которых
речь идет о Махамудре, относятся к первой группе. Они, как читатель
сам сможет увидеть, удивительно схожи с идеями Дзэн-Буддизма. Шесть
Йог Наропы относятся ко второй группе и являются синтезом Йоги Восхождения
и Йоги Завершения с акцентом на второй.
Если мы посмотрим на Шесть Йог с точки зрения их значения, то из них
к первичным, основным относятся Йога Мистического Тепла и Йога Иллюзорного
Тела, остальные же четыре — Йога Сновидений, Йога Света, Йога Бардо
и Йога Трансформации — являются как бы ответвлениями от них. Однако
для тех, кто интересуется изучением "бессознательных" и "сверхсознательных"
состояний, Йога Сновидений и Йога Света могут оказаться более важными,
поскольку в них содержится основная информация по данной теме.
Для того чтобы у читателя было более полное общее представление о Шести
Йогах, в переводе дается краткое изложение простого, но ясного текста
Введения в них Ламы Драши Намджхала. Поскольку на данный момент переводчик
не имеет доступа к оригинальным тибетским текстам, три фрагмента по
Махамудре и "Шесть Йог" Драши Намджхала переведены с китайских
вариантов текста, недавно обнаруженных в буддийских источниках в Гонконге
и на Тайване4.
Все диакритические знаки в латинизированных тибетских и санскритских
словах были в тексте опущены, поскольку они лишь отвлекают внимание
читателя, а также не являются необходимыми для специалистов, которые,
сразу без труда смогут узнать оригинальные тибетские и буддийские слова.
Но в примечаниях и в глоссарии эти диакритические значки проставлены
с целью более легкого узнавания важнейших терминов. Для того чтобы читателям,
мало знакомым с данной темой, было легче ориентироваться, в глоссарии
даются определения и пояснения к нескольким десяткам наиболее часто
употребляемым терминам, встречающимся в тексте.
Переводчик снимает с себя всякую ответственность перед теми читателями,
которые захотят тут же поэкспериментировать с этими Шестью Йогами. Простое
чтение этих текстов никогда не сможет заменить живого Гуру, от которого
серьезный ищущий Просветления вначале должен получить посвящение и указания,
прежде чем сможет начать саму практику. Для серьезно настроенных учеников
эта книга может служить не более чем источником информации, указателем
на его Пути.
Переводчик, опасаясь того, что эти важные учения могут оказаться потерянными
в своей собственной стране, находящейся под гнетом тирании, нарушил
традицию и, сделав их перевод на английский язык, открыл доступ к этим
ранее "тщательно охраняемым" источникам в надежде, что они
окажут помощь тем, кто стремится к Истине.
Гарма Ч. Чанг
Примечания
1. Пять Исконных Будд: Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава,
Амитабха, Амогасиддхи. Они представляют идею преобразования (сублимации)
состояний неведения, ненависти, гордости, вожделения и зависти. Ошибочно
их еще называют "Пять Дхьяни Будд", поскольку они присутствуют
в пяти частях Мандалы, символизирующей врожденную природу Будды в самом
человеке.
2. Энергия-Мысль, или Прана-Ум (Т.Т.: Рлун. Семс.): согласно
Тантризму, прана — это то, что действует: энергия, а ум — то, что познает:
сознание, это два аспекта единой сущности, неразрывные и взаимозависимые.
См. объяснения к "Тождественности Ума и Праны" в следующем
абзаце Введения.
3. Даваемые здесь толкования цитируются с небольшими изменениями
из текста переводчика "Комментарии Йогина" в книге Эванс-Венца
"Тибетская Йога и Тайные Доктрины", 2-е издание, изд-во Оксфорд
Юнивесити Пресс, 1958 г.
4. Китайский перевод "Шести Йог" Драши Намджхала
был сделан Манг Кунгом, "Песни Махамудры" — Фа Тсуном; "Молитвы
Махамудры" — Гармой Ч.Ч. Чангом, "Основ Махамудры" —
преподобным Ламой Конг Ка, гуру Г.Ч.Ч. Чанга.