ПЯТЬ
ПУТЕЙ ОТХОДА ОТ МАХАМУДРЫ
(1) Человек может неверно истолковывать понятие Пустоты как устранение
и добродетелей, и пороков, если он не знает, что существование и Пустота
по сути идентичны и включают в себя все моральные истины и законы. Такое
неверное понимание является отходом от Идеи Махамудры. С другой стороны,
если у человека есть какое-то понимание этой истины, но он не может
непосредственно постичь ее на собственном опыте, о нем говорят, что
он сбился с пути Махамудры.
(2) Если человек не знает, что практика Махамудры [Путь] не отличается
по сути от достижения цели Махамудры [Плод] и что все чудесные обретения
содержатся уже в самой практике, он склонен считать, что вначале идет
практика, а реализация следует за ней и что таким образом Просветление
является плодом практики. На повседневном, обычном уровне это, вероятно,
верно, но с точки зрения Махамудры о таком человеке говорят, что он
сбился с пути.
(3) Если человек может с искренним усердием совершать усилия в практике
Махамудры, но не обладает непоколебимой верой в само учение, он склонен
лелеять "тайную" надежду, что однажды встретит учение, превосходящее
даже Махамудру. Это тоже является признаком отхода от Махамудры.
(4) Тот, кто не знает, что исцеление и исцеленное являются по сути одним,
тот склонен придерживаться идеи, что практика Дхармы [средство исцеления]
и желания-страсти [исцеленное или то, что должно быть исцелено] являются
абсолютно отличными друг от друга понятиями. Это также отход от Идеи
Махамудры.
(5) В практике Махамудры со стороны йогина всегда существует тенденция
делать слишком много корректив. Тот, кто обнаружит, что постоянно пытается
исправить какие-то погрешности, тот наверняка сбился с Пути.