Атлас тибетской медицины

Деси Сангье Гьяцо (1653-1705) и его медицинские сочинения и публикуемый свод иллюстраций

В конце XVII - начале XVIII века развитие тибетской медицины было связано с именем крупнейшего ученого и политического деятеля Деси1 Сангье Гьяцо, ближайшего сподвижника далай-ламы V Агвана Лобсана Гьяцо (1617-1682), при котором Тибет стал единым феодально-теократическим государством.

В работах западноевропейских ученых государственная и политическая деятельность Сангье Гьяцо освещена довольно подробно2. Глава исполнительной власти далай-ламы V с 1679 по 1703 год Сангье Гьяцо проводил гибкую политику в целях сохранения национальной независимости тибетцев, лавируя между монгольскими правителями в Тибете и маньчжурской династией в Китае3 . Он скрыл смерть далай-ламы V, объявив официально, что верховный иерарх предался углубленному созерцанию и якобы поручил ему править Тибетом от своего имени. А через пятнадцать лет деси Сангье Гьяцо сообщил о смерти далай-ламы V. Воспользовавшись этим обстоятельством, внук монгольского Гуши-хана-Лхавсан-хан, опираясь на поддержку китайского императора Каньси, ввел свои войска в Лхасу. В 1705 году Сангье Гьяцо был убит в Потале. После смерти Сангье Гьяцо его сочинения не издавались, известны только тибетские издания XVII века и переиздание «Вайдурья-онбо» в типографии Агинского дацана в Забайкалье в XIX веке.

Научная деятельность Сангье Гьяцо изучена гораздо меньше. А.И.Востриков в своем труде «Тибетская историческая литература» ввел в научный оборот сочинения Сангье Гьяцо, дал краткую характеристику всех сочинений этого автора и отнес их к разным жанрам тибетской исторической литературы4. Немецкий тибетолог Кристина Ланге посвятила свою монографию исследованию исторического труда Сангье Гьяцо «Вайдурья-сэрпо» («Желтый берилл»)5. Активная государственнаая и политическая деятельность Сангье Гьяцо освещена в книге современного тибетского историка Т.В.Ж.Шакабпы6, материалы ее широко используются в работах современных тибетологов7, схематическое изложение содержания трактата «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл») и информация о лекарственных растениях на основе этого источника даны в работах Э.Г.Базарона и Т.А.Асеевой8, Т.А.Асеевой, К.Ф.Блиновой и Г.П.Яковлева9.

Ссылки на многочисленные труды Сангье Гьяцо постоянно встречаются в работах современных тибетологов, посвященных разным аспектам тибетской средневековой культуры. Несмотря на столь большой интерес к наследию замечательного тибетского ученого XVII века, его сочинения до сих пор полностью не переведены ни на один из европейских языков.

Для изложения биографических сведений о Сангье Гьяцо мы исследовали его сочинение по истории медицины, известное под кратким названием «Кхогбуг»10, позволяющее проследить этапы его научной деятельности, исторический труд «Вайдурья-сэр-по», колофоны11 к трактатам «Вайдурья-онбо» и «Вайдурья-карпо» («Белый берилл»), публикуемый комплект иллюстраций к трактату «Вайдурья-онбо». Мы также использовали косвенную информацию из тибетской исторической литературы и современных исследований по истории средневековой культуры Тибета. Анализ этих источников показывает, что он имел разные варианты имени. Так, в колофонах к текстам «Вай­дурья-карпо» и «Kxor6уг» сказано, что на санскрите его имя Будда Апти, а на «языке страны снегов» (т. е. Тибета) - Сангье Гьяцо. Кроме того, колофон «Кхогбуга» содержит еще вариант имени. Когда он слушал курс грамматики вьякарены12, все его называли Йанчан-Чжьепай-Лодан-Дондруг-Ньемпай-Ланцо-Сарба13. В колофоне к «Голубому бериллу» читаем Будда Апти, или Сангье Гьяцо. В подписи под его изображением на листе 11 улан-удэнского комплекта иллюстраций к «Вайдурья-онбо» дан сокращенный вариант его санскритского имени - Апти. Биографические сведения, которые сам Сангье Гьяцо сообщает о себе, изложены в разных разделах трактатов, здесь предпринята попытка реконструировать его биографию, выявить его научные интересы.

С раннего возраста Сангье Гьяцо любил собирать лекарственные растения, составлять лекарства, делать рисунки на земле и на деревьях. Тибетский историк Т.В.Д.Шакабпа пишет, что Сангье Гьяцо получил первоначальное образование под руководством своего дяди Принлай Гьяцо14, который занимал высокое положение в государстве, был в 1660-1668 годах регентом далай-ламы V. Дальнейшее образование, а именно: курс грамматики, логики, технологии искусства, медицины, буддизма, а также поэзии, метрики, астрологии, сообщает Сангье Гьяцо, он прошел под руководством «Великого Пятого»15, так почтительно называли тибетцы своего далай-ламу V. В возрасте тридцати четырех лет Сангье Гьяцо завершил образование в области «пяти больших» и «пяти малых наук» в монастыре под названием Вайдурья-Допан-Тана-Ноцар-Ригжед-линг, расположенном на холме Чагпори16. Именно в Чагпори по решению далай-ламы V и при активном участии деси Сангье Гьяцо во второй половине XVII века был создан тибетский медицинский центр, который вплоть до начала XX века (до образования в 1916 году Центра медицины и астрологии в Лхасе) оставался единственным учебным заведением, где велась подготовка медицинских кадров для всего Тибета. Здесь же издавались медицинские тексты, на которых базируется тибетская медицина.

Наследие, оставленное Сангье Гьяцо, позволяет говорить о нем как о крупнейшем ученом-энциклопедисте средневекового Тибета - историке, медике, астрологе. В 1685 году он закончил сочинение по астрологии «Вайдурья-карпо», начатое в 1683 году. В данном трактате автор излагает хронологическую сводку важнейших событий общей истории буддизма. В 1687 году Сангье Гьяцо приступает к написанию текста «Вайдурья-ясел», в котором формулирует ответы на возражения оппонентов, сделанные в связи с изданием его сочинения «Вайдурья-карпо». В 1698 году он завершает «Вайдурья-сэр-по», в котором история Тибета излагается как история главенствующей школы17.

В 1692-1696 годах деси Сангье Гьяцо работал над завершением незаконченной «Автобиографии» далай-ламы V. «Автобиография» включает шесть томов: первые три тома написаны самим далай-ламой V, автор трех последних - Сангье Гьяцо18.

Им также составлены «История воплощений далай-ламы V» и комментарий к ней, называемый «Мутиг-чэнпо». Кроме того, он написал «Историю собственных воплощений».

Сангье Гьяцо занимался также издательской деятельностью. При его активном участии в 1675 году было осуществлено второе издание «Падма-гатана» («Сказание о Падме»). Тибетская традиция приписывает авторство этого сочинения известному проповеднику буддизма в Тибете - Падмасамбхаве (VIII в.), который прибыл в «Страну снегов» по приглашению тибетского царя Чисон Децзена. Основу данного трактата составляют описания деяний Падмасамбхавы по распространению буддизма в Тибете. А.И.Востриков обращает внимание, что колофон к данному изданию был написан самим далай-ламой V. Авторитет этого издания был так высок, что на нем базировались все последующие издания19 .

Особый интерес для нас представляют медицинские труды Сангье Гьяцо. Это - трактат «Вайдурья-онбо», практическое руководство «Лхантаб», а также сочинение по истории медицины «Кхогбуг».

Сочинение «Вайдурья-онбо», написанное в 1687-1688 годах, является развернутым истолкованием основополагающего трактата тибетской медицины - «Чжуд-ши» («Четверокнижие»). Сам Сангье Гьяцо в сочинении по истории медицины «Кхогбуг» классифицирует текст «Голубого берилла» как исследовательский комментарий. Трактат «Вайдурья-онбо» составлен на основе большого количества источников, принадлежащих древнеиндийской, китайской и тибетской медицинским традициям; в данном сочинении Сангье Гьяцо выступает как крупнейший теоретик медицины средневекового Тибета. Для разъяснения основных положений «Чжуд-ши» автор привлекает и комментарии на этот текст, созданные в традиции двух тибетских средневековых медицинских школ «зур» и «джан», возникших в XIV-XV веках, которые отличались между собой разной трактовкой текста «Чжуд-ши». Кроме того, в своей работе он пользовался медицинскими трактатами, входящими в тибетский буддийский канон - «Танчжур» и труды разных тибетских авторов, которые являлись предшественниками Сангье Гьяцо.

Структура «Вайдурья-онбо» полностью соответствует структуре «Чжуд-ши»; так же как и комментируемое сочинение, трактат Сангье Гьяцо состоит из четырех томов, материал которых распределяется по 156 главам.

Первый том «Вайдурья-онбо», как и соответствующий ему первый том «Чжуд-ши», называется «Тантра основ» («Книга основ»), состоит из шести глав, где излагается традиционная версия происхождения медицины в Тибете и приводится оглавление всех четырех томов.

Второй том носит название «Тантра объяснений» («Книга объяснений») и посвящен теоретическим вопросам тибетской медицины. В этом томе дан анализ лекарственных средств естественного происхождения, которыми пользуются тибетские медики в своей практической деятельности. Данный том включает 31 главу.

Третий том - «Тантра наставлений» («Книга наставлений») состоит из 92 глав, где дано описание всех болезней, известных тибетской медицине к XVII веку.

Четвертый том - «Дополнительная тантра», «Заключительная книга», включает 27 глав, здесь приведены в систему все сведения, изложенные в разных местах предыдущих трех томов: диагностика по пульсу и моче, приготовление лекарственных форм, показания к применению и техника проведения процедур.

Сангье Гьяцо - автор труда, который посвящен вопросам частной патологии и известен в специальной тибетологической литературе под кратким названием «Лхантаб». В колофоне к сочинению не указано время его написания. Если учитывать тот факт, что «Лхантаб» служит дополнением к третьему тому «Четверокнижия», где сняты все спорные вопросы, обсуждаемые в соответствующей части «Голубого берилла», то можно утверждать, что «Лхантаб» был написан позже «Голубого берилла», то есть после 1688 года.

В 1702 году деси Сангье Гьяцо завершил сочинение по истории тибетской медицины, которое носит полное название «Прекрасно сказанное внутреннее углубление величественных медицинских знаний, именуемое «Лазуритовое зерцало - праздник, радующий мудрецов»», кратко называемое «Кхогбуг». Этот труд - важный и ценный источник, позволяющий воссоздать во многом легендарную картину проникновения медицины из Индии в Тибет, развития и становления медицинской мысли в средневековом Тибете. Первые девять глав «Кхогбуга» посвящены истории медицины в древней Индии, в них содержатся сведения об индийских врачах Кумарадживаке, Нагарджуне, Ашвагхоше, о кашмирском враче Чандранандане. В остальных двадцати девяти главах «Кхогбуга» излагается в хронологическом порядке история медицины в Тибете, которую автор начинает с VII века, со времени правления первого царя централизованного тибетского государства Сонцзен Гампо, и доводит ее до XVII века. Охватывая более чем тысячелетний период в истории тибетской медицины, этот труд подводит итог развитию медицинской мысли в Тибете. После него уже не было подобных теоретических и исторических сочинений по медицине. Вероятно, этот трактат является завершающим произведением в творческой биографии ученого, так как в колофонах к его сочинениям не встречается указаний на тексты, созданные после 1702 года. Вполне допустимо, что последние три года своей жизни Сангье Гьяцо занимался только государственными и политическими делами, возглавляя созданное далай-ламой V феодально-теократическое государство и осуществляя внешнюю политику Тибета.

В тексте «Кхогбуг» сообщается, что образование Сангье Гьяцо получил в монастыре Вайдурья-Допан-Тана-Ноцхар-Ригжед-линг. Вполне допустимо, что этот монастырь являлся основным центром, где проходила его научная деятельность. Здесь он создавал труды по разным отраслям знания, и, возможно, от первого слова в названии монастыря получили наименования его крупные произведения «Вайдурья-онбо», «Вайдурья-кар-по», «Вайдурья-ясел», «Вайдурья-мелонг», хотя колофоны к сочинениям Сангье Гьяцо не несут информации, где они были написаны и изданы.

Тибетские медицинские источники и исторические трактаты содержат крайне скупую информацию о медицинских школах в средневековом Тибете. Этот пробел в истории тибетской медицины частично помогает восполнить трактат Сангье Гьяцо - «Кхогбуг». Следует заметить, что историю медицинских школ автор излагает в тесной связи с историей развития и становления тибетского государства. Переходя к характеристике медицинских школ средневекового Тибета, автор освещает деятельность крупнейшего религиозного деятеля X-XI веков Ринчен Санпо (958-1055) - основоположника медицинской школы, которая функционировала на западе Тибета в Тхолинге и придерживалась традиции древнеиндийской медицины. В рамках этой школы были созданы медицинские сочинения, известные в литературе только под краткими названиями: «Ка-цом», «Дзин-тиг»20. Ринчен Санпо вел активную переводческую и редакционную деятельность, определенную роль он сыграл в формировании тибетского буддийского канона «Канчжур» и «Танчжур», где он выступил переводчиком и редактором разно­язычной канонической литературы по разным предметам средневековых наук. Необходимо обратить внимание, что один из основных теоретических текстов древнеиндийской медицины - «Аштанга-хридая-самхита» - включен в «Танчжур» нартанского издания в переводе Ринчен Санпо и кашмирского пандиты Джанардханы, от которого в свое время Ринчен Санпо получил разъяснения на этот текст и на комментарий к нему, написанный Вагбхатой в VIII веке.

В XII веке в Центральном Тибете была создана школа медицинских знаний Ютхокпы Младшего, традиции которой прослеживаются в тибетской медицине до настоящего времени. Тибетская медицинская традиция связывает с именем Ютхокпы Младшего становление классического медицинского трактата «Чжуд-ши», который дошел до наших дней в его переработке.

Начиная с XIV века в Тибете существовали две медицинские школы «джан» и «зур», получившие свои названия от собственных имен основоположников этих школ -Джанба Намчжал Дагсана и Зуркхарва Ньямньи Дорчже.

Сангье Гьяцо посвятил описанию этих школ два раздела в своем сочинении «Кхогбуг»21. В разделе по истории школы «джан» автор пишет, что две школы разнились между собой по общим и частным вопросам медицинской науки и в трактовке основного трактата тибетской медицины - Чжуд-ши22 . Представители каждой школы составили свои собственные комментарии на «Чжуд-ши», которые считались каноническими только в рамках создавшей их школы.

Полагаясь на древнеиндийский медицинский текст «Аштанга-хридая-самхита», состоящий из 120 глав, представители школы «джан» разъяснили смысл первого и второго томов «Четверокнижия», при этом особое внимание уделяли комментированию второго тома и озаглавили свой комментарий - «Ясный светильник»23. Главы школы «джан» Намчжал Дагсан и Бранти Вал Цоджед, следуя традиции «Трипитаки»24, составили комментарий на весь текст «Чжуд-ши»25. Далее Сангье Гьяцо излагает линию преемственности в передаче медицинских знаний от учителя к ученику в традиции школы «джан». Исходя только из одного перечня имен, которые автор приводит в тексте, можно заключить, что школа существовала в Тибете на протяжении трех столетий вплоть до XVII века.

Характеризуя школу «зур», Сангье Гьяцо описывает, как и в каких сочинениях трактовали «Чжуд-ши» представители этой школы.

Основываясь на работах своих предшественников, таких как «Аштанга-хридая-сам­хита», толкование на этот текст под названием «Свет луны», Зуркхарва за четыре года написал комментарий на первый и второй тома «Чжуд-ши», озаглавленный «Мепошель-лун»26. Впоследствии под таким же названием был составлен комментарий на четвертый том «Чжуд-ши»27. Таким образом, трактат «Мепошельлун» комплектовался не сразу.

Завершает раздел по истории школы «зур» линия преемственности в передаче медицинских знаний в традиции этой школы.

Уже само композиционное строение текста «Кхогбуга» наталкивает на мысль о том, что Сангье Гьяцо внимательно относился к вкладу своих предшественников, подробно проанализировал комментарии на «Чжуд-ши», созданные в традиции медицинских школ «джан» и «зур», описал свой метод в медицине, учитывая положительный опыт последователей обеих школ в области теории и практики.

Согласно «Кхогбугу», значительный вклад в историю тибетской медицины внес далай-лама V; не случайно в галерее божеств и исторических личностей, изображенных на первых пятнадцати листах улан-удэнского комплекта иллюстраций к трактату «Вай-дурья-онбо», имеются изображения «Пятого Великого» как основоположника определенной медицинской традиции, которой непосредственно следовал и деси Сангье Гья­цо. Важно отметить, что далай-лама V выступил инициатором в деле объединения отдельных медицинских школ, которые существовали в средневековом Тибете, в единую медицинскую школу, созданную по его решению в Чагпори во второй половине XVII века.

Одновременно с написанием «Вайдурья-онбо» разрабатывались новые наглядные пособия по тибетской медицине в дополнение к тем анатомическим таблицам, классификационным схемам, которыми традиционно пользовались в монастырских медицинских школах. И в колофоне «Вайдурья-онбо»28, и в тексте «Кхогбуга» даются сведения о разработке и комплектовании свода наглядных пособий, который, в отличие от предыдущих разрозненных учебных таблиц, должен служить наглядным комментарием по всему курсу тибетской медицины. В «Кхогбуге» говорится о 79 листах, в которых иллюстрируется содержание «Вайдурья-онбо». В тексте «Кхогбуга» сообщается, что деси Сангье Гьяцо, будучи весьма загружен делами по управлению государством, поручил своему ученику гэбшэю29 Цякпа Чопэль30 упорядочить все ранее существовавшие иллюстрации в соответствии с текстом «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» так, «чтобы понятно было от мудреца до ребенка»31. Так был собран комплект иллюстраций в 79 листов. Оглавление этого комплекта приведено в «Кхогбуге».

Интересно сравнить содержание комплекта, созданного при жизни автора трактата «Вайдурья-онбо», с улан-удэнским комплектом. Первый состоял из 79 листов, второй насчитывает 76 листов, хотя порядковых номеров 77 (отсутствует лист 62). Сопоставление оглавлений позволяет прийти к заключению, что содержание всех листов полностью идентично, исключение составляют листы 6 и 7 комплекта Цякпы Чопэля. На них изображены схемы сосудов в традиции медиков - выходцев из местности Лхундин. Вид спереди - лист 6, вид сзади -лист 7. Эта тема не нашла отражения в улан-удэнском своде. Далее (после листов 6-7) нумерация идентичных по содержанию листов сравниваемых комплектов не совпадает.

В количественном отношении материал сравниваемых комплектов располагается согласно структуре «Вайдурья-онбо» следующим образом:

Комплект Цякпы Чопэля
Улан-удэнский комплект
Первый том
1-4
4 листа
1-45
4 листа
Второй том
5-39
35 листов
5-37
33 листа
Третий том
40-55
16 листов
38-53
16 листов
Четвертый том
56-79
24 листа
54-77
23 листа (нет листа 62)
Итого

79 листов

76 листов

Сравнение показывает, что по своему содержанию комплекты идентичны, за исключением листов 6-7.

Отсюда напрашивается вывод, что свод иллюстраций, хранящийся в фондах Исторического музея имени М.Н.Хангалова в Улан-Удэ, является копией, довольно полно отражающей содержание оригинала, комплектация которого была осуществлена в конце XVII века во времена деси Сангье Гьяцо32.

Свод иллюстраций построен в соответствии со структурой «Вайдурья-онбо» и, следовательно, «Чжуд-ши», поскольку комментарий повторяет структуру разбираемого текста: первые четыре листа (1-4) раскрывают содержание шести глав первого тома, содержание 31-й главы второго тома изложено в тридцати трех листах (5-37). Материал 92-х глав третьего тома распределяется в 16 листах (38-53). Остальные 24 листа (в улан-удэнском комплекте 23) раскрывают содержание четвертого тома.

Листы иллюстраций составлены по определенной, строго выдержанной схеме: в верхней части каждого листа над рамкой - порядковый номер с указанием, к какому тому трактата, какой главе или нескольким главам относятся иллюстрации. Далее слева направо и сверху вниз идут иллюстрации и подписи к ним, в нижней части листа в картуше дается резюме содержания листа.

Улан-удэнская копия является важным дошедшим до нас документом деятельности группы тибетских медиков и художников, которая под руководством деси Сангье Гьяцо осуществила разработку свода наглядных пособий по тибетской медицине.

Примечание:

1 Титул «деси» (тиб. sde-srid), многими советскими и зарубежными авторами переводимый как «регент», означает светского соправителя верховного иерарха, то есть главу исполнительной власти теократического государства.

2 Достаточно указать такие публикации: Ahmad Z. Sino-Tibetan Relations in the 17th Century. Roma, 1970; Petech L. China and Tibet in Early 18th Century. Leiden, 1950; Petech L. Notes on Tibetan History. Leiden, 1966, Petech L. The Dalay-Lamas and Regents of Tibet.-T’oungpao, 1959, № 47.

3 Подробнее об этом см.: Shakabpa Т. W. D. Tibet: A Political History. New York, 1984, p. 125-132.

4 Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962, с. 75, 83, 106, 112, 113, 129, 130, 233.

5 Lange К. Die Werke des Regent San Rgyas Rgya mco (1653-1705). Berlin, 1976.

6 Shakabpa T.W.D. Tibet: A Political History, p. 125-132.

7 См.: Цаньян Джамцо. Песни, приятные для слуха. Издание текста, перевод с тибетского, исследование и комментарий Л.С.Савицкого. М., 1983, с. 13-25; в своей работе Л.С.Савицкий использовал первое издание монографии Шакабпы. См.: Shakabpa T.W.D. Tibet: A Political History. New Haven - London, 1967.

8 Базарон Э.Г., Асеева Т.А. «Вайдурья-онбо» - трактат индотибетской медицины. Новосибирск, 1984.

9 Асеева Т.А., Блинова К.Ф. и Яковлев Г.П. Лекарственные растения тибетской медицины. Новосибирск, 1985.

10 В данной работе использован тибетский текст «Кхогбуга», опубликованный в Китае народным издательством провинции Ганьсу в 1982 году. Текст издан в виде европейской книги и содержит 573 страницы. Сангъе Гъяцо. Кхогбуг. Ланьчжоу, 1982 (на тиб. яз.). Далее без упоминания имени автора.

11 Колофон (завершение - греч.) - текст в конце старопечатных книг, сообщающий данные об авторе, месте и времени печатания. Колофон к «Вайдурья-онбо» занимает 40 листов большого тибетского формата (11Х44 см) в издании Агинского дацана и кроме упоминания имени автора и времени написания трактата (1687-1688) содержит информацию о развитии и становлении медицинской науки в Тибете.

12 Одна из шести вспомогательных научных дисциплин, в число которых также входят ритуал, фонетика, этимология, просодия и астрономия. Подробнее от этом см.: Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980, с. 189.

13 Кхогбуг, с. 571.

14 Shakabpa T.W.D. Op. cit., p. 125.

15 Кхогбуг, с. 515.

16 Там же, с. 376, 547.

17 LangeK. Op. cit.

18 Подробнеесм.:Востпр1Ш)вА.И.Указсоч.,с. 113.

19 Т ам же, с. 36.

20 Подробнее см.: Дашиев Д.Б., Болсохоева Н.Д. Проблемы изучения тибетских медицинских источников.- В кн.: Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986, с. 11.

21 Кхогбуг, с. 306—364.

22 Кхогбуг, с. 306.

23 Там же, с. 310.

24 «Трипитака» (доел, «три корзины») - три раздела буддийского канона на санскрите и пали: «Виная-питака» (корзина дисциплины), «Сутра-питака» (корзина изречений), «Абхидхарма-питака» (корзина высшей драхмы).

25 Кхогбуг, с. 312.

26 Там же, с. 350.

27 Там же, с. 354.

28 В колофоне «Голубого берилла» говорится о первоначальном комплекте иллюстраций, состоявшем из 60 листов. См. статью Д.Б.Дашиева в настоящем издании.

29 Гебшей - ученая степень, которая присуждается в буддийских монастырях за знание буддийских текстов.

30 На листе 11 улан-удэнского комплекта имеется изображение ученика и последователя Будды Апти -Сангье Гьяцо по имени Цякпа Чопэль (крайний слева персонаж в верхнем картуше таблицы).

31 Кхогбуг, с. 386.

32 Краткая характеристика улан-удэнского комплекта, а также сведения о его поступлении в музей даны в статье П.Б.Балданжапова «К изучению источников индо-тибетской медицины».- В кн.: Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тибетской медицины. Новосибирск, 1982, с. 10-17. Краткое содержание рисунков и подписей к ним изложено в статье Б.Д.Бадараева «Описание «Атласа индо-тибетской медицины»».- В кн.: Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986, с. 120-123. Вопросы, связанные с историей исследования «Атласа», изложены в статье Н.Д.Болсохоевой «Изучение «Атласа тибетской медицины»».- Народы Азии и Африки, 1986, № 5, с. 125-128.

Назад
Оглавление
Вперед

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

 

 

Хостинг от uCoz