Атлас тибетской медицины

Лист 51
Краткое содержание глав 87-89, иллюстрируемых на листе

Лист 51 рис.1

ГЛАВА 87 «Врачевание «присущих» ядов»1. Ядом называется все то, что вредит живому существу. И наоборот, все то, что полезно живому существу, называется лекарством. Следует хорошо разбираться в природе вещей окружающего нас органического и неорганического мира. Так, сильный яд аконит, если досконально знать его свойства, может быть использован как лекарство для лечения многих болезней. В то же время такой целебный продукт, как молоко, является природным ядом для змей2. Оно также может послужить причиной отравления и людей при употреблении его в пищу одновременно с продуктами, несовместимыми с молоком, как, например, с редькой.

Какова же причина появления ядов? Еще в незапамятные времена боги и асуры3 узнали, что в глубинах мирового океана находится ваза с напитком бессмертия - нектаром. Они решили заполучить эту вазу. Тогда Вишну взял в качестве мутовки гору Меру4 или Мандару. Веревкой для вращения такой мутовки послужила огромная змея, в которую обернулся святой отшельник из свиты владыки нагов. Опираясь на черепаху - аватару5 Вишну, боги и асуры начали пахтанье океана. В результате из океана сначала появилась луна, которую Махешвара (Шива) прикрепил на свою диадему, затем длинношеий конь по имени Уччайхшравас и слон Айравати - охранитель земли, которых Вишну определил своими ездовыми животными, а также волшебное древо исполнения желаний. Это древо боги унесли в свою обитель. Далее из океана возникли богиня Лакшми и волшебная драгоценность Каустубху. Очаровательная Лакшми стала супругой Махешвары, а драгоценность Каустубху боги сделали своим общим достоянием. Некоторые, добавляет автор трактата, утверждают, однако, что еще до появления из океана луны владыка богов Брахма с силой надавил на вершину горы - мутовки и первым из океана появилось солнце.

Вслед за богиней Лакшми и волшебной драгоценностью из океана возникла обворожительная красавица. «Меня зовут Сура,- промолвила она,- что значит хмелящий напиток. Кто выпьет, тот опьянеет, безумным станет или на землю без памяти падет». Боги выпили, но асуры выпить не смогли, отчего и стали прозываться асуры6.

Лист 51 рис.2

Пахтанье океана продолжалось, как вдруг из его глубин всплыло ужасающее рыжеволосое существо, глаза которого извергали огонь. От одного вида этого чудища одни обезумели, другие впали в беспамятство, третьи испытали муки отравления. Сам Брахма потерял сознание. Придя в себя, он вспомнил предсказание, гласящее, что перед появлением вазы с нектаром из недр океана должен появиться страшный яд хала-хала, против которого может помочь только магический слог «хум». И когда Брахма произнес этот слог, тело чудовища разлетелось на мельчайшие частицы, привнеся яд во все то, на что эти частицы попали. В брахманских же ведах, добавляет автор трактата, утверждается, что Вишну, желая спасти богов, проглотил это страшное существо и упал без памяти. Махешвара стал вытаскивать это существо из тела Вишну, но оно застряло в горле Вишну, отчего горло посинело7. Наконец, появилась ваза с напитком бессмертия. Боги и асуры собрались вместе, чтобы насладиться этим напитком. Далее в трактате «Голубой берилл» говорится буквально следующее: «Вишну, желая выпить нектар один, чтобы стать еще сильнее, пытался скрыться с нектаром в небесах». И тут же вне всякой связи с предыдущим: «Тогда Вишну швырнул свое оружие - метательный диск и отсек им голову асура по имени Раху»8. Капли нектара из глотки Раху упали на землю, и из них вырос миробалан, плоды которого являются универсальным средством от всех болезней. На землю упали и капли нектара, смешанные с кровью Раху. Из таких капель вырос чеснок (рис. 3-36).

Яд халахала положил начало множеству ядов органического мира. Все яды делятся на три большие группы: «присущие» яды, «образовавшиеся» яды и природные яды.

«Присущие» яды содержатся повсеместно во многих предметах окружающего нас органического и неорганического мира. Так, «присущий» яд свойствен многим драгоценностям, таким как: золото, медь, бронза, железо, ртуть и свинец9 (рис. 48-53). Особенно много его в ртути и свинце. «Присущий» яд свойствен и минералам - камню «спинка лягушки», цинковой руде, киновари, сере и т. д. (рис. 54-58). «Присущий» яд содержится во многих органических веществах, животных и растительных. Так, подобный яд содержится в мясе, где его особенно много, крови, желчи, волосках и костях животных, а также присущ многим пернатым, четвероногим и насекомым. «Присущие» яды делятся также на яды подвижные и неподвижные. К первым относятся яды, присущие представителям мира животных. Ко вторым - яды, присущие представителям неорганического и растительного мира. Яды могут передаваться лучами солнца, разноситься ветром и дымом, испарениями земли, а также через касание и пищу (рис. 44-109). В заключение даются общие рекомендации по врачеванию отравлений «присущими» ядами.

Лист 51 рис.3

ГЛАВА 88 «Причина возникновения «образовавшихся» ядов». Появление «образовавшихся» ядов возможно в двух случаях. Во-первых, при одновременном употреблении в пищу несовместимых продуктов. Так, яд образуется при употреблении в пищу: грибов, поджаренных на горчичном масле, которое несовместимо с грибами; редьки, чеснока или листьев белой горчицы с молоком; рыбы с яйцами, свежим растительным маслом и редькой (см. л. 22). Яд может также образоваться, если принимать пищу тогда, когда предыдущая еда еще не переварилась. Во-вторых, яд может образоваться в продуктах, особенно мясных, в случае их неправильного хранения. Так, только что приготовленное, горячее мясо нельзя долго хранить в плотно закрытой кастрюле; нельзя хранить мясо, загрязненное молочными, кислыми или сладкими продуктами, и так далее (рис. 114-131). В заключение главы даются общие рекомендации относительно врачевания отравлений «образовавшимися» ядами.

ГЛАВА 89 «Природные яды». К природным ядам относятся яды растительного и животного происхождения. К растительным ядам относятся различные ядовитые растения, как, например, разновидности аконита. К животным природным ядам относятся ядовитые животные и насекомые: ядовитые змеи, скорпионы, ядовитые пауки, а также бешеные животные (рис. 133-147). В заключение главы даются некоторые рекомендации по лечению отравлений природными ядами.

Примечание:

1 «Присущие» яды - ядовитые компоненты, содержащиеся, по представлениям тибетцев, во многих органических и неорганических веществах.

2 В Тибете существует поверье, что молоко ядовито для змей.

3 Название класса существ, извечно враждующих с богами-небожителями.

4 В древнеиндийском сказании, которое легло в основу данного рассказа о пахтанье океана, говорится, что мутовкой была избрана гора Мандара, гора же Меру является центром мироздания и обителью богов.

5 Аватара - будд, воплощение.

6 Что значит «несуры», поскольку слог «а» в санскрите является частицей отрицания. Автор трактата приводит здесь неправильную этимологию слова «асура», имевшую хождение в его время.

7 Автор трактата искажает древнеиндийское сказание, в котором говорится, что Шива (Махешвара), а не Вишну, желая помочь пахтавшим океан, проглотил страшный яд халахала, отчего его шея посинела, и с тех пор Шива носит эпитет «Синешеий».

8 См.: ГБ, кн. IV, л. 482а, монгольское издание.

Здесь налицо явное, к тому же нелепое искажение древнеиндийского повествования, в котором говорится, что боги и асуры совместно достали вазу с нектаром, но асуры, извечно враждовавшие с богами, украли вазу и решили выпить нектар сами. Тогда Вишну, приняв обличие прекрасной женщины, ослепившей асуров своею красотой, выкрал у них вазу с нектаром и принес ее назад богам, которые поочередно начали пить нектар, обретая бессмертие. Асура Раху, под видом божества, также приготовился отведать нектар, но богини Солнце и Луна, узнав асура, указали на него Вишну, который швырнул в Раху метательный , диск и отсек ему голову. Однако тот успел взять в рот нектар, поэтому его голова обрела бессмертие. Пылая ненавистью к выдавшим его богиням, говорит сказание, голова Раху от случая к случаю заглатывает солнце и луну, отчего на земле происходят солнечные и лунные затмения.

9 К драгоценностям причисляются здесь и недрагоценные, на наш взгляд, металлы. Интересно, что в этом перечне отсутствует серебро.

Лист 50
Оглавление
Лист 52

Copyright © 2001- 2006 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 1.01.06 г

Хостинг от uCoz