ГЛАВА
87 «Врачевание «присущих» ядов»1. Ядом называется все то,
что вредит живому существу. И наоборот, все то, что полезно живому существу,
называется лекарством. Следует хорошо разбираться в природе вещей окружающего
нас органического и неорганического мира. Так, сильный яд аконит, если
досконально знать его свойства, может быть использован как лекарство
для лечения многих болезней. В то же время такой целебный продукт, как
молоко, является природным ядом для змей2. Оно также может
послужить причиной отравления и людей при употреблении его в пищу одновременно
с продуктами, несовместимыми с молоком, как, например, с редькой.
Какова
же причина появления ядов? Еще в незапамятные времена боги и асуры3
узнали, что в глубинах мирового океана находится ваза с напитком бессмертия
- нектаром. Они решили заполучить эту вазу. Тогда Вишну взял в качестве
мутовки гору Меру4 или Мандару. Веревкой для вращения такой
мутовки послужила огромная змея, в которую обернулся святой отшельник
из свиты владыки нагов. Опираясь на черепаху - аватару5 Вишну,
боги и асуры начали пахтанье океана. В результате из океана сначала
появилась луна, которую Махешвара (Шива) прикрепил на свою диадему,
затем длинношеий конь по имени Уччайхшравас и слон Айравати - охранитель
земли, которых Вишну определил своими ездовыми
животными, а также волшебное древо исполнения желаний. Это древо боги
унесли в свою обитель. Далее из океана возникли богиня Лакшми и волшебная
драгоценность Каустубху. Очаровательная Лакшми стала супругой Махешвары,
а драгоценность Каустубху боги сделали своим общим достоянием. Некоторые,
добавляет автор трактата, утверждают, однако, что еще до появления из
океана луны владыка богов Брахма с силой надавил на вершину горы - мутовки
и первым из океана появилось солнце.
Вслед
за богиней Лакшми и волшебной драгоценностью из океана возникла обворожительная
красавица. «Меня зовут Сура,- промолвила она,- что значит хмелящий напиток.
Кто выпьет, тот опьянеет, безумным станет или на землю без памяти падет».
Боги выпили, но асуры выпить не смогли, отчего и стали прозываться асуры6.
|
Пахтанье
океана продолжалось, как вдруг из его глубин всплыло ужасающее рыжеволосое
существо, глаза которого извергали огонь. От одного вида этого чудища
одни обезумели, другие впали в беспамятство, третьи испытали муки отравления.
Сам Брахма потерял сознание. Придя в себя, он вспомнил предсказание,
гласящее, что перед появлением вазы с нектаром из недр океана должен
появиться страшный яд хала-хала, против которого может помочь только
магический слог «хум». И когда Брахма произнес этот слог, тело чудовища
разлетелось на мельчайшие частицы, привнеся яд во все то, на что эти
частицы попали. В брахманских же ведах, добавляет автор трактата, утверждается,
что Вишну, желая спасти богов, проглотил это страшное существо и упал
без памяти. Махешвара стал вытаскивать это существо из тела Вишну, но
оно застряло в горле Вишну, отчего горло посинело7. Наконец,
появилась ваза с напитком бессмертия. Боги и асуры собрались вместе,
чтобы насладиться этим напитком. Далее в трактате «Голубой берилл» говорится
буквально следующее: «Вишну, желая выпить нектар один, чтобы стать еще
сильнее, пытался скрыться с нектаром в небесах». И тут же вне всякой
связи с предыдущим: «Тогда Вишну швырнул свое оружие - метательный диск
и отсек им голову асура по имени Раху»8. Капли нектара из
глотки Раху упали на землю, и из них вырос миробалан, плоды которого
являются универсальным средством от всех болезней. На землю упали и
капли нектара, смешанные с кровью Раху. Из таких капель вырос чеснок
(рис. 3-36).
Яд
халахала положил начало множеству ядов органического мира. Все яды делятся
на три большие группы: «присущие» яды, «образовавшиеся» яды и природные
яды.
«Присущие»
яды содержатся повсеместно во многих предметах окружающего нас органического
и неорганического мира. Так, «присущий» яд свойствен многим драгоценностям,
таким как: золото, медь, бронза, железо, ртуть и свинец9
(рис. 48-53). Особенно много его в ртути и свинце. «Присущий» яд свойствен
и минералам - камню «спинка лягушки», цинковой руде, киновари, сере
и т. д. (рис. 54-58). «Присущий» яд содержится во многих органических
веществах, животных и растительных. Так, подобный яд содержится в мясе,
где его особенно много, крови, желчи, волосках и костях животных, а
также присущ многим пернатым, четвероногим и насекомым. «Присущие» яды
делятся также на яды подвижные и неподвижные. К первым относятся яды,
присущие представителям мира животных. Ко вторым - яды, присущие представителям
неорганического и растительного мира. Яды могут передаваться лучами
солнца, разноситься ветром и дымом, испарениями земли, а также через
касание и пищу (рис. 44-109). В заключение даются общие рекомендации
по врачеванию отравлений «присущими» ядами.
|
ГЛАВА
88 «Причина возникновения «образовавшихся» ядов». Появление «образовавшихся»
ядов возможно в двух случаях. Во-первых, при одновременном употреблении
в пищу несовместимых продуктов. Так, яд образуется при употреблении
в пищу: грибов, поджаренных на горчичном масле, которое несовместимо
с грибами; редьки, чеснока или листьев белой горчицы с молоком; рыбы
с яйцами, свежим растительным маслом и редькой (см. л. 22). Яд может
также образоваться, если принимать пищу тогда, когда предыдущая еда
еще не переварилась. Во-вторых, яд может образоваться в продуктах, особенно
мясных, в случае их неправильного хранения. Так, только что приготовленное,
горячее мясо нельзя долго хранить в плотно закрытой кастрюле; нельзя
хранить мясо, загрязненное молочными, кислыми или сладкими продуктами,
и так далее (рис. 114-131). В заключение главы даются общие рекомендации
относительно врачевания отравлений «образовавшимися» ядами.
ГЛАВА
89 «Природные яды». К природным ядам относятся яды растительного и животного
происхождения. К растительным ядам относятся различные ядовитые растения,
как, например, разновидности аконита. К животным природным ядам относятся
ядовитые животные и насекомые: ядовитые змеи, скорпионы, ядовитые пауки,
а также бешеные животные (рис. 133-147). В заключение главы даются некоторые
рекомендации по лечению отравлений природными ядами.
Примечание:
1 «Присущие» яды - ядовитые компоненты, содержащиеся, по
представлениям тибетцев, во многих органических и неорганических веществах.
2 В Тибете существует поверье, что молоко ядовито для змей.
3 Название класса существ, извечно враждующих с богами-небожителями.
4 В древнеиндийском сказании, которое легло в основу данного
рассказа о пахтанье океана, говорится, что мутовкой была избрана гора
Мандара, гора же Меру является центром мироздания и обителью богов.
5 Аватара - будд, воплощение.
6 Что значит «несуры», поскольку слог «а» в санскрите является
частицей отрицания. Автор трактата приводит здесь неправильную этимологию
слова «асура», имевшую хождение в его время.
7 Автор трактата искажает древнеиндийское сказание, в котором
говорится, что Шива (Махешвара), а не Вишну, желая помочь пахтавшим
океан, проглотил страшный яд халахала, отчего его шея посинела, и с
тех пор Шива носит эпитет «Синешеий».
8 См.: ГБ, кн. IV, л. 482а, монгольское издание.
Здесь
налицо явное, к тому же нелепое искажение древнеиндийского повествования,
в котором говорится, что боги и асуры совместно достали вазу с нектаром,
но асуры, извечно враждовавшие с богами, украли вазу и решили выпить
нектар сами. Тогда Вишну, приняв обличие прекрасной женщины, ослепившей
асуров своею красотой, выкрал у них вазу с нектаром и принес ее назад
богам, которые поочередно начали пить нектар, обретая бессмертие. Асура
Раху, под видом божества, также приготовился отведать нектар, но богини
Солнце и Луна, узнав асура, указали на него Вишну, который швырнул в
Раху метательный , диск и отсек ему голову. Однако тот успел взять в
рот нектар, поэтому его голова обрела бессмертие. Пылая ненавистью к
выдавшим его богиням, говорит сказание, голова Раху от случая к случаю
заглатывает солнце и луну, отчего на земле происходят солнечные и лунные
затмения.
9 К драгоценностям причисляются здесь и недрагоценные, на
наш взгляд, металлы. Интересно, что в этом перечне отсутствует серебро.