Атлас тибетской медицины

Лист 1

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 1, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

ГЛАВА 1 «Вступительное повествование». Глава посвящена описанию места, где, по преданию, Будда Шакьямуни в ипостаси Верховного целителя преподал окружающей его многочисленной свите науку врачевания.

Лист 1 рис.1

Место это, населенное мудрыми отшельниками - риши1, было создано чудотворной силой Будды. Оно находится, считают одни, неподалеку от Бодхагаи, где в свое время Великий аскет обрел просветление. Другие помещают его на западе Индии в стране Уддияна. Там, в окружении четырех гор расположен чудесный град лекарств, имя которому «Прекрасный». На листе 1 он символически представлен квадратом построек. В центре града высится великолепный чертог, возведенный из золота, серебра, белого и красного жемчуга, ляпис-лазури. Чертог украшен драгоценными лекарственными средствами, которые врачуют все четыреста четыре болезни, вызываемые дисбалансом «пневмы», «желчи» и «флегмы», устраняют тысячу восемьдесят препятствий здоровому состоянию организма, а также исполняют любое желание.

Это величественное здание имеет четыре портала, ориентированных по сторонам света и украшенных башенками, на каждой из которых водружен «Штандарт буддизма», знаменующий его окончательную победу. Четыре Великих царя-божества, охраняющих стороны света от врагов Учения, стоят на страже у порталов: Вайшравана, страж Севера и повелитель полубожественных существ - якшей; Дхритараштра, страж Востока и повелитель гандхарвов - небесных музыкантов Индры; Вирудхака, страж Юга и повелитель кумбхандов - уродливых карликов; Вирупакша, страж Запада и повелитель нагов2.

В центре чертога находится лотосовый престол из зеленой, желтой и белой вайдурьи3, который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также Владыка бериллового сияния, поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которого проистекают омраченность, гневливость и страсть, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех физиологических энергий: «пневмы», «желчи» и «флегмы».

Правая рука Верховного целителя повернута ладонью кверху, что означает дарование защиты. В ней он держит плод миробалана, показывая тем самым, что защита дается от всех болезней. В левой руке - патра, или чаша нищенствующего монаха, с нектаром, обладающим способностью излечивать болезни, возвращать к жизни умерших и предотвращать старение.

Верховного целителя окружает свита, состоящая из божеств, практиковавших медицину, великих земных риши, божеств индуистского пантеона и прославленных учеников и последователей Будды Шакьямуни. Все они, стремясь постичь науку о лечении, помышляют выслушать ее от Будды.

В левом нижнем углу чертога располагаются божества, практиковавшие медицину. Их ряд открывает Владыка живущих, божественный лекарь Ньюрва, первый овладевший искусством врачевания (рис. 2), затем идут Ашвин (рис. 3), воспринявший науку лечении от Ньюрвы, Индра (рис. 4), усвоивший врачевание от Ашвина. Замыкает этот ряд богиня «Нектарная» (рис. 5), получившая это прозвище после того, как, изготовил нектар - напиток бессмертия, поднесла его Будде.

В правом нижнем углу располагаются великие риши-мудрецы, пребывающие на земле, которые восприняли науку о лечении от учеников Индры - небесных риши. Земные риши (рис. 6-17) прославлены своими аскетическими подвигами. Слева сверху от Верховного целителя находятся божества индуистского пантеона (рис. 18-23), а в верхнем правом углу - прославленные бодхисаттвы4, а также ученики и последователи Будды (рис. 24-30). Среди них бодхисаттва Маньчжушри - воплощение мудрости всех будд, бодхисаттва Авалокитешвара - воплощение любви и сострадания будд, бодхисаттва Ваджрапани - воплощение их силы, преславный ученик и секретарь Будды Шакьямуни Ананда, знаменитый врач, лечивший Будду Шакьямуни, Кумарадживака и другие.

К югу от града «Прекрасного» высится гора «Проникающая», которая также называется «Гора, исполненная сил солнца». В лекарственной роще, раскинувшейся на склонах этой горы, вызревают растения (рис. 31-45), имеющие острый, кислый и соленый вкус и обладающие горячительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни холода.

К северу от града «Прекрасного» высится гора «Снежная», которая называется также «Гора, исполненная сил луны». В лекарственной роще этой горы вызревают растения (рис. 54-66), имеющие горький, сладкий и вяжущий вкус и обладающие прохладительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни жара.

На востоке расположена гора «Благовонная», где равно влияние сил солнца и луны. В лекарственной роще этой горы вызревают различные виды растения «арура» (миробалан), обладающего универсальными лечебными свойствами (рис. 74-81). Корнями этих растений лечат болезни костей, стволами - болезни мышц, ветвями - болезни сосудов, корою - болезни кожи, листьями - болезни шести полых органов5, цветками - болезни пяти органов чувств, а плодами - болезни пяти плотных органов6. Плоды некоторых видов «аруры» (миробалан) обладают всеми шестью вкусами: сладким, горьким, кислым, соленым, вяжущим, острым.

Лист 1 рис2

К западу находится гора Малайя, где силы солнца и луны также равны. На этой горе растут шесть прекрасных лекарственных растений (рис. 99-104). Там, в расщелинах скал находят пять следующих видов мумиё, или минеральных смол (рис. 87-91): «золотое» мумиё, цвета красно-желтого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и маслянистой, лечит болезни «пневмы-желчи»; «серебряное» мумиё, цвета белого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и сухой, лечит болезни «желтой воды»; «медное» мумиё, цвета шеи павлина, вкуса горького, силы прохладной и легкой, лечит болезни «флегмы-желчи»; «железное» мумиё, цвета черного, вкуса горько-соленого, силы горячей и острой, лечит болезни «флегмы»; «оловянное» мумиё, цвета белого и черного, его вкус и сила подобны «железному» мумиё, но менее эффективны.

На горе Малайя собирают и пять видов минерала «цзёнши» (рис. 93-97), что означает «врачующий тяжелые заболевания». Эти пять видов суть: «цзёнши» мужской - твердый и тяжелый минерал, похожий на обломки лошадиных зубов, подавляет болезни крови и «желчи», излечивает болезни, вызванные смятением всех трех физиологических энергий; «цзёнши-мальчик» - продолговатые куски белого, упругого, пластичного минерала, который образуется около горячих источников, врачует болезни «флегмы» и травмы черепа; «цзёнши» женский - находимые в расщелинах скал куски коричневого минерала, похожие на соски коровьего вымени, полезны при всех болез-нях; «цзёнши-девочка» - желтый минерал с черным налетом, находимый в расщелинах скал, хорошо помогает при болезнях почек; «цзёнши» среднего рода - продолговатые куски пластичного минерала желтого, красного и белого цвета - лучшее сырье для приготовления эликсиров. Считается, что «цзёнши» мужской дает хороший эффект при лечении женских болезней, а «цзёнши» женский - при лечении мужских болезней.

На этой же горе бьют пять видов горячих источников (рис. 92), теплота которых проистекает от горящего угля. Источники, где уголь смешан с «цзёнши», врачуют болезни жара; с серой - врачуют болезни холода и «желтой воды»; с мумиё - врачуют болезни, проистекающие от смятения двух или трех физиологических энергий; с «цзёнши» и серой - врачуют все болезни и особенно болезни холода; с серой, мумиё и «цзёнши» - врачуют болезни жара и «желтой воды».

В ветвях деревьев лекарственных рощ, произрастающих на этих горах, обитают красивые птицы, распевающие приятными голосами, а в самих рощах водятся различные звери, дающие ценное лекарственное сырье (рис. 46-53, 67-73, 82-86, 105-109). Двенадцать рисунков, помещенных в верхнем картуше листа, открываются изображением «всезнающего с белым лотосом в руке», что является эпитетом далай-ламы V (1617-1682) - наиболее выдающегося государственного деятеля из всех верховных тибетских иерархов, получившего у потомков почетное прозвище «Великий Пятый».

Рисунки 2Х-7Х изображают шесть Верховных целителей, или Наставников врачевания, предшествовавших Верховному целителю, Владыке бериллового сияния (рис. 9х), являющемуся ипостасью Будды Шакьямуни (рис. 8х). Рисунки 10х-12х изображают трех риши - нирманических наставников, эманированных Владыкой бериллового сияния для преподания миру науки врачевания. Эти нирманические наставники суть: Рикпэ Еше, или «Мудрость знания», эманация сердца Верховного целителя (рис. 10х), Рикпэ Еше - эманация тела Верховного целителя (рис. 11х), Рикпэ Еше - эманация достоинств Верховного целителя (рис. 12х).

Примечание:

1 Риши - мудрец, обладающий в силу своей святости различными сверхъестественными способно-стями.

2 Наги - полубожественные существа, живущие как в воде, так и на суше.

3 Вайдурья - общее название разновидностей берилла: собственно берилл - полудрагоценный минерал молочно-белого, желтого или зеленого цвета; аквамарин; изумруд. Иногда словом «вайдурья» обозначается ляпис-лазурь.

4 Бодхисаттва - тот, кто достиг просветления, но добровольно не покинул сансары, или круга непрерывных рождений, чтобы указывать другим существам путь к спасению.

5 Полые органы - желудок, толстая кишка, желчлчный пузырь, тонкие кишки, мочевой пузырь, исеу, орган общий для мужчины и для женщины, в котором собирается жидкость - семя.

6 Плотные органы - легкие, сердце, печень, селезенка, почки. 

Назад
Оглавление
Лист 2

Copyright © 2001- 2003 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

"Новая медицина".

При использовании материалов сайта ссылка на tibet-med.narod.ru обязательна

Последнее обновление 26.04.03 г

 

world med direct reviews проститутки москвы у метро трубная
Хостинг от uCoz