Атлас
тибетской медицины
Лист
11
краткое содержание главы 4 (продолжение) иллюстрируемой на листе
|
Лист
содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам.
«Черный сосуд жизни» является основой, которая порождает всю сеть кровеносных
сосудов, образующих группу черных связующих сосудов. От «черного сосуда
жизни» по разным направлениям отходят двадцать четыре крупных кровеносных
сосуда. Восемь из них связаны с полыми и плотными органами человеческого
тела и называются внутренними связующими сосудами. Остальные шестнадцать
проходят ближе к поверхности тела и называются поэтому внешними связующими
сосудами. Внутренние и внешние крупные сосуды образуют в процессе деления
сто восемьдесят девять кровеносных сосудов, расходящихся по разным частям
тела. Нарушение целостности семидесяти семи сосудов из этого, числа,
сопровождаемое кровоизлиянием, не представляет большой опасности для
жизнедеятельности организма в целом, поэтому они используются, в случае
необходимости, для кровопускания (см. л. 12). Поражение остальных ста
двенадцати сосудов является опасным для здоровья и даже жизни. В число
упомянутых ста двенадцати сосудов входят и так называемые пульсирующие
сосуды, или сосуды, используемые при пульсовой диагностике. В этих сосудах
наряду с кровью присутствует и элемент «воздух» (не путать с воздухом
как физической субстанцией.- Ю.П.), привнесенный сосудом-током «ума».
Так на определенной стадии формирования зародыша сосуды-токи «рома»,
«кьянма» и «ума» соединяются у основания сердца. Движение омраченных
мыслей, продуцируемых мозгом и привязывающих человеческое существо к
мирскому бытию, включает пульсацию сердца, отчего первоэлемент «воздух»,
присутствующий в сосуде-токе «ума», в некоторых сосудах смешивается
с кровью, порождая таким образом пульсирующие сосуды, поражение целостности
которых очень опасно.
Сто
восемьдесят девять связующих кровеносных сосудов делятся в свою очередь
на триста шестьдесят мелких сосудов. Из них сто двадцать сосудов соединяют
мышцы с кожей и называются поэтому мелкими внешними сосудами. Сто двадцать
других сосудов соединяют между собой полые и плотные органы внутри тела
и называются внутренними мелкими сосудами. Остальные сто двадцать сосудов
располагаются между костями и называются промежуточными мелкими сосудами.
Внешние, внутренние и промежуточные мелкие сосуды продолжают делиться,
образуя совсем мелкие сосуды. Так, сто двадцать мелких внешних сосудов
образуют двести тридцать четыре совсем мелких сосуда, а внутренние и
промежуточные мелкие сосуды образуют по двести тридцать три совсем мелких
сосуда, что в сумме составляет семьсот совсем мелких сосудов. Эти семьсот
сосудов разделяются на бесчисленное множество мельчайших сосудиков,
сетью оплетающих все тело.
|
Первый
из рисунков в верхнем картуше листа (рис. 128*) завершает линию последователей
традиции трактата «Собрание восьми сущностей», после чего следует изображение
далай-ламы V (рис. 129*), подписанное одним из его эпитетов: «Владыка
воспевания Оранжевой доктрины», то есть буддийского учения. На последующих
рисунках показаны последователи традиции трактата «Сборник действенных
лекарств». Первым изображен Врач северной школы Кёнцёкпхэн (рис. 131*)
- автор вышеуказанного трактата. В их числе изображен и «Всезнающий
с белым лотосом в руке» (рис. 137*), или далай-лама V. Рисунок 138*
изображает воплощенца персонажа, показанного на рисунке 109*, отсюда
и такая подпись: «ныне зовется...». Последние два рисунка в картуше
соответственно изображают автора трактата «Голубой берилл» и художника,
возглавившего работу по его иллюстрированию. Однако вместо подписей
имен или эпитетов персонажей, изображенных на рисунках, здесь даются
шлоки, взятые из пространного колофона к трактату «Голубой берилл».