Атлас
тибетской медицины
Лист
10
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе
|
Лист
содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам.
Все связующие сосуды делятся на две группы: черные и белые, в зависимости
от того, с каким первоэлементом они связаны. Так, черные сосуды связаны
с первоэлементом «огонь», а белые сосуды - с первоэлементом «вода».
Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются
ответвлениями «черного сосуда жизни». Этот сосуд порожден сосудом-током
«рома» в месте пересечения этим сосудом-током сосуда основания печени.
Так как функцией черного сосуда является приумножение плоти и крови,
его называют «сосуд жизни», а поскольку он наполнен только кровью, то
имеет цвет, приближающийся к черному. Этот сосуд, толщиной с сердцевину
бамбука, тянется от тринадцатого до шейного позвонка, тесно прилегая
к позвоночному столбу. От «сосуда жизни» отходят двадцать четыре крупных
сосуда, в функцию которых также входит приумножение плоти и крови. Из
них восемь крупных сосудов являются внутренними, идущими к плотным и
полым органам. Так, на уровне третьего позвонка от «сосуда жизни» отходит
один сосуд к сердцу и два сосуда к легким; на уровне девятого позвонка
отходит один сосуд к печени; на уровне одиннадцатого позвонка - один
сосуд к селезенке; на уровне тринадцатого позвонка - один сосуд к самсеу;
на уровне четырнадцатого позвонка отходят два сосуда к почкам. Шестнадцать
крупных внешних сосудов, отходящих от «сосуда жизни», проходят ближе
к поверхности тела и считаются видимыми. К шестнадцати внешним крупным
сосудам относятся: два сосуда «черное острие», отходящих от вершины
«черного сосуда жизни»; два сосуда «спящих», отходящих от сердца; два
сосуда, связанных с печенью и называемых «подобный острию»; четыре больших
сосуда, отходящих от «черного сосуда жизни» к каждой конечности; четыре
пульсирующих сосуда, связывающих сердце с каждой конечностью; два пульсирующих
сосуда, связывающих сердце с половыми органами.
|
В
свою очередь двадцать четыре крупных сосуда разветвляются на сто восемьдесят
девять более мелких, из которых семьдесят семь сосудов можно рассекать
с целью кровопускания. Двадцать таких сосудов расположены на голове,
тридцать четыре - на руках и восемнадцать - на ногах и руках плюс пять
так называемых «пустотных» сосудов. Сто двенадцать сосудов нельзя использовать
для кровопускания, поскольку нарушение их целостности чревато опасностью
для здоровья и даже жизни. Из этих ста двенадцати сосудов двадцать восемь
расположены на голове, тридцать шесть на руках и ногах, сорок восемь
на туловище. Продолжая разветвляться далее, так что восемьдесят девять
кровеносных сосудов превращаются в триста шестьдесят сосудов, из которых
сто двадцать относятся к внешним сосудам, соединяя плоть с кожей, сто
двадцать относятся к внутренним сосудам, соединяя полые и плотные органы,
сто двадцать относятся к промежуточным сосудам, связанным с костями.
В свою очередь сто двадцать мелких внешних сосудов делятся на двести
тридцать четыре более мелких, сто двадцать внутренних и сто двадцать
промежуточных мелких сосудов делятся каждые на двести тридцать три сосуда,
образуя, таким образом, семьдесят очень мелких сосудов, которые в свою
очередь делятся на мельчайшие сосуды, оплетая все тело и его органы
подобно сети, и число их не поддается подсчету. (О белых связующих сосудах
см. л. 13.)
Первые
шесть рисунков в верхнем картуше листа (рис. 115*-120*) завершают изображение
линии последователей трактата «Многие святые мощи». Из них «Процветающий
могучий с севера» (рис. 118*) является сыном Тэнцзина Гьепо (рис. 117*).
В конце этой линии дано изображение далай-ламы V (рис. 121*), подписанное
одним из его эпитетов: «Владыка доктрины сарваджня». Последние пять
рисунков изображают линию преемников традиции трактата «Собрание восьми
сущностей», или «Восемь составных частей науки врачевания», написанного
Ашвагошей.