Атлас
тибетской медицины
Лист
37
Краткое содержание главы 31, иллюстрируемой на листе
|
Поистине
хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое
главное — светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания.
Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных
изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые
практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные
процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного
сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие
лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим
ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Чистое сердце,
сострадающее всем живым существам, как мать сострадает единственному
ребенку. Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо
людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и
плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных
от недугов. Во всем своем поведении такой лекарь, следуя пути бодхисаттвы,
сам становится подобен Верховному целителю, Владыке бериллового сияния,
приобретая способность животворного врачевания.
Соблюдение установлений. Эти установления включают: «шесть воззрений»,
утверждающих необходимость взирать на своего учителя, как на самого
Будду; воспринимать наставления учителя, как наставления риши - хранителей
медицинских знаний; воспринимать соучеников как единоутробных братьев;
заботиться о больных с их недугами, как мать заботится о единственном
сыне; не брезговать нечистотами больных: их гноем, кровью, мочой и калом;
«два отношения», утверждающих необходимость относиться к риши - хранителям
медицинских знаний, как к докшитам медицины; относиться к медицинским
инструментам, как к атрибутам, которые эти докшиты держат в своих руках
(то есть иметь всегда при себе медицинские инструменты); «три понимания»
- понимание того, что все лекарства суть драгоценности, исполняющие
желания; понимание того, что лекарства суть эликсир бессмертия; понимание
того, что лекарства суть жертвенные предметы, которыми можно чтить риши
- хранителей медицинских знаний (следовательно, нельзя расставаться
с лекарствами, необходимо иметь их всегда при себе).
|
Но
изготовить лекарство в соответствии с правилами, говорится далее, это
еще полдела. Лекарь должен также освятить его, призвав Верховного целителя
и риши - хранителей медицинских знаний, благословить это лекарство.
В данной главе приводится пространный текст в стихотворной форме, призывающий
такое благословение, чтобы лекарство «уподобилось нектару бессмертия,
полученному богами при пахтании океана; уподобилось драгоценности, исполняющей
желания, которая украшает диадемы царей нагов; уподобилось пилюлям риши,
продлевающим жизнь», и т. д. Такие лекарства устраняют все четыреста
четыре разновидности болезней, проистекающих от «трех ядов». Так, от
страсти, которая является корнем зависти, проистекают болезни «желтой
воды», «пневмы»; от гневливости, которая является плодом гордыни, проистекают
болезни крови и «желчи»; от омраченности возникают болезни «флегмы».
«Три яда» генерируют тысяча восемьдесят «препятствий», или болезнетворных
факторов, которые персонифицируются в виде трех групп различных демонов:
триста шестьдесят демонов женского рода, генерируемых вожделением; триста
шестьдесят мужских демонов, генерируемых гневливостью; триста шестьдесят
бесполых демонов - нагов и сабдаков, генерируемых омраченностью. Каждая
из этих групп делится поровну на кармических демонов, вызывающих болезни,
предопределенные кармой, и демонов - болезнетворных начал, поражающих
организм в результате неправильного образа жизни, эмоционального перенапряжения
и т. п. Те и другие демоны
каждой группы делятся на «могучих» и «слабосильных» (что, вероятно,
связано с силой воздействия на организм тех или иных болезнетворных
факторов). Кроме перечисленных выше демонов существует еще триста шестьдесят
демонов, именуемых «эчак», которые связаны с 360-ю кровеносными сосудами.
Эти демоны привносят в сознание человека страх и беспокойство. Наилучший
лекарь тот, кто в состоянии устранить все препятствия, грозящие здоровью
человека. Он принадлежит к доброму роду, исполнен разума, чтит святое
Учение, сведущ во всех тонкостях врачевания, милосерден и, являясь единственной
надеждой страдающих от различных недугов, окружен всеобщим уважением.
Лекаря низкого происхождения, из мясников, рыбаков1, никто
не уважает, подобен он лису на львином троне2; лекарь, не
знающий содержания медицинских трактатов, не способен классифицировать
болезнь и определить способ ее лечения, подобен он слепцу от рождения,
которому показывают какую-либо вещь; лекарь, который не перенял от учителя
практических навыков, всегда охвачен сомнениями, подобен он человеку,
отправившемуся в путь, не зная дороги; лекарь, не сведущий в методах
диагностирования, не узнает обличья ни одной болезни, подобен он человеку,
блуждающему в незнакомой местности; лекарь, не умеющий исследовать пульс
и мочу, как различит он болезни жара и холода, подобен он охотнику,
не умеющему пускать ловчую птицу; лекарь, не умеющий доходчиво рассказать
о природе недуга, только позорит себя перед людьми, приобретая дурную
славу, подобен он начальнику области, не умеющему связать двух слов;
у лекаря, не знающего методов врачевания, лекарственные средства не
поразят очагов болезни, подобен он тому, кто пускает стрелу в мишень,
находящуюся в темноте; лекарь, не сведущий в предписании диеты и образа
жизни, способствует усилению болезни, разрушающей компоненты тела, подобен
он человеку, передавшему свои владения врагу; лекарь, не сведущий в
приготовлении лекарств, в силу допущенных при этом ошибок только обостряет
болезнь, подобен он крестьянину, который, не зная земледелия, не получает
урожая; лекарь, не сведущий в процедуре очищения, вредит и лечению,
и компонентам тела, подобно тому как падение воды на песчаный холм не
оставляет после себя ни холма, ни воды; лекарь, не имеющий при себе
медицинских инструментов и лекарственных средств, не подавит враждебные
силы болезни, подобен он богатырю без панциря и оружия; даже имея медицинские
инструменты, но, не зная, когда нужны прижигания, а когда кровопускание,
лекарь перепутает назначения, подобен он вору, не знающему, что есть
внутри дома. Дурной лекарь, неправильно определяя болезнь, и лечит неправильно,
являясь, в сущности, посланцем Владыки смерти, облаченным в одежды врачевателя,
но со смертоносным арканом в руке. Держаться от таких врачевателей надо
подальше.
|
Деятельность
лекаря можно подразделить на общую и особую. Общая деятельность лекаря
суть врачевание. Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь,
подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утверждая
свою славу. Если болезнь и ее исход для лекаря не очевидны, то ему следует
ставить диагноз «раздвоенным языком змеи», оперируя благоприятными и
неблагоприятными показателями так, чтобы в любом случае не попасть впросак.
Особая деятельность лекаря суть его личное поведение. Так, врачующий
должен придерживаться срединного пути, избегая во всем крайностей, быть
честным, беспристрастным и, утверждая в себе четыре безмерных качества,
бежать десяти неблагих деяний, практикуя шесть парамит, присущих поведению
бодхисаттвы. За все это при жизни лекарь будет наслаждаться спокойствием,
достатком и уважением окружающих. Желанные пища и богатства придут сами
собою, хотя по нынешним временам нелишне и напомнить пациентам о необходимости
отблагодарить врачующего, так как, если допустить промедление, то они
могут забыть об оказанном им благодеянии. После смерти же благородным
врачующим уготовано место в кущах Верховного целителя. Этими словами
риши Рикпэ Еше закончил изложение «Книги основ» и скрылся в ушнише Верховного
целителя.
Примечание:
1 Мясники, рыбаки в силу своей профессии нарушают главную
заповедь буддизма - «не пресеки жизнь живого существа».
2 Намек на известный сюжет из «Панчатантры» о печальной судьбе
лиса, обманом ставшего царем зверей.