На
листе проиллюстрирована заключительная тема раздела о моче главы 2.
Она посвящена обследованию мочи на выявление демонов, вызвавших болезнь.
Обследование мочи, как уже говорилось выше, всегда проводится на рассвете.
Выявление вредоносных существ, повинных в недуге больного, сначала производится,
исходя из характера пузырей или взвеси остывающей мочи, в различных
секторах сосуда, символизирующего щит черепахи (см. л. 64). В случае
необходимости гадание на вредоносных существ может быть продолжено.
Для этого сосуд с уже остывшей мочой подставляется под первые лучи восходящего
солнца, и в зависимости от тех или иных очертаний, появляющихся в моче
или на ее поверхности, лекарь определяет природу вредоносного существа.
Так, появление в моче очертаний павлина показывает, что вредит демоница
«лесной туман» (рис. 2); появление подобия штандарта из трех свисающих
полос - вредит «мирской чародей» (рис. 3); появление подобия железной
цепи - вредит «богиня» (рис. 4); появление очертаний наконечника копья
и меча - вредит «господин» (рис. 5); появление очертания длинношерстного
горного козла - вредит «божество войны» (рис. 6-7); появление очертаний
куста можжевельника - вредит божество данной местности (рис. 8); появление
подобия лотоса - вредит «госпожа» (рис. 9); появление подобия светящегося
диска - вредит «владыка» (рис. 10); внезапное появление подобия лучей
утреннего солнца, исходящих из проема в стене,- вредит «могущественный»
(рис. 11); появление подобия флагштока с продолговатыми
языками флажков - вредит демон гибридного класса, нага-«могущественный»
(рис. 12); появление подобия скорпиона - вредит демон гибридного класса
нага-мара (рис. 13); появление подобия оленьих рогов - вредят демоны
ямшю и «владыка» (рис. 14); появление подобия мешка - вредит божество
града (рис. 15); появление подобия зеркала - вредит «озерная врачевательница»
(рис. 16); появление подобия лютни - вредит демоница мара (рис. 17);
появление подобия рыбы, улитки - вредит «хозяин местности» (рис. 18);
появление морского чудовища, подобного змее,- вредит злой дух гибридного
класса нага-демон (рис. 19); появление нечистого туманного облака с
очертаниями в нем стрелы и веретена - вредят «свирепый» и «свирепая»
(рис. 21-22); появление подобия решетки с многими клеточками - вредит
злой дух, обитающий в поле (рис. 23); появление подобия ритуального
кинжала, семян горчицы и груды жемчуга означает, что больной страдает
от наведенной на него порчи путем магических заклинаний (рис. 24); появление
подобия буйвола и дома - вредит демон дамси (рис. 26).
|
Узнав,
таким образом, какое сверхъестественное существо повинно в недуге пациента,
лекарь должен произвести те или иные ритуалы, устраняющие причину страданий.
В трактате не говорится, какие конкретно ритуалы должны производиться
в том или ином случае. Вероятно, о них лекарь должен был узнать из уст
своего наставника.
Поскольку
тибетская медицина считает, что сверхъестественные существа, а именно:
божества и злые духи, способны вредить человеку, меняя обличье (то есть
злые духи могут принимать облик божеств и наоборот), то лекарь не должен
ошибиться в определении истинного виновника недуга, для чего должен
хорошо знать символику тех и других, частично изображенную на рисунках
2-26. Этот момент отражен на рисунке 31, на котором изображено выявление
злого духа по моче мужчины, налитой в сосуд «мужской щит черепахи»,
и на рисунке 41, на котором изображено выявление злого духа по моче
женщины, налитой в сосуд «женский щит черепахи». В самом трактате об
этом сказано лишь следующее: «Если в первой графе слева, то есть в графе
«божество» (рис. 39) появились изображения скорпиона и рогов оленя -
символы двух соответствующих злых духов, это означает, что под видом
божества вредят эти злые духи; если в третьей графе слева, графе злых
духов, появились изображения наконечника копья и горного козла1
-символы двух соответствующих божеств, это означает, что разгневанные
божества чинят вред под видом злых духов». Ритуалы же, направленные
на избавление от недуга, следует адресовать истинным, а не кажущимся
виновникам.
Две
нижние схемы (рис. 60-61) посвящены обследованию мочи согласно методике,
изложенной в старинном медицинском сочинении «Лунный царь»2,
на который часто ссылается автор трактата «Голубой берилл». В принципе
между методикой, намеченной в «Четверокнижии», а затем развернутой в
трактате «Голубой берилл», и методикой сочинения «Лунный царь», приводимой
там же, нет существенной разницы. В обоих случаях вредоносное сверхъестественное
существо определяется по очертаниям различных животных и рыб, растений
и предметов, видимых на поверхности или в глубине мочи.
Однако
если в первом случае при делении поверхности мочи в круглом сосуде на
графы или сектора наличествует, так сказать, демонологический подход,
когда каждая графа соотносится с определенными классами сверхъестественных
существ, то во втором случае наблюдается астрологический подход. Так,
на схеме «»Четыре линии, делящие круг согласно трактату «Лунный царь»»
(рис. 60) изображен круг с двенадцатью секторами, образованными пересечением
в нем двух вертикальных и двух горизонтальных линий плюс некоторые дополнительные
линии, каждая из которых делит верхние и нижние сектора правой и левой
сторон круга еще на две части. Центральный квадрат при обследовании
мочи не играет никакой роли. Сектора I-III являются восточными секторами.
Они отождествляются с весной и доминированием стихии «дерево» (см. л.
55). Сектора IV-VI являются южными секторами. Они отождествляются с
летом и доминированием стихии «огонь», сектора VII-IX являются западными
секторами. Они отождествляются с осенью и доминированием стихии «металл».
Сектора Х-ХП являются северными секторами. Они отождествляются с зимой
и стихией «вода».
|
В
зависимости от того, в подобие каких фигур складываются пузырьки на
моче, ее пленка и «взвесь», а также в зависимости от цветовых пятен,
линий определяются вредоносное существо, или болезнь, или судьба, ожидающая
пациента. Так, если в графах I-III или весенних месяцах-секторах3
вышеперечисленные компоненты мочи складываются в подобие рыбы и лягушки,
это означает, что вредит гибридный демон класса нага-«опасный», и свидетельствует
о болезни «желтой воды»; появляется подобие рыбьего глаза, головы лягушки,
черной свернувшейся змеи - вредит «хозяин местности»; появляется подобие
лютни и ручного ритуального барабанчика - вредят демоницы мамо и мара;
появление подобия пузырей на воде предвещает смерть от комплексного
расстройства физиологических начал; появляются подобия лотосовой ваджры,
кучи снега и дерева - гневается богиня «защитница»; появление подобий
треугольника, ритуального кинжала, аркана и железного крюка свидетельствует
о насланном колдовстве; появление очертания магического кинжала говорит
также, что вредит демоница мамо, подстрекаемая чарами врага пациента;
появление очертаний семян горчицы, гороха и ножа- вредит Владыка мертвых,
побуждаемый недругом пациента; появление бликов золотистого
цвета предвещает быструю смерть; появление очертаний ножа, лепестков
лотоса и знамени победы буддизма - вредит богиня «защитница», подстрекаемая
недругом; появление облика волка говорит о гневе местного божества,
а подобие облика богини «защитницы» предвещает смерть через год и тому
подобное.
В
трех летних секторах (IV-VI) появление подобия рыбы и овцы, а также
красного или красно-коричневого цвета говорит о болезни печени; желтый
или неясный цвет -о водянке тонкого кишечника; появление многоцветья
говорит об отравлении; облик волка - о гневе «могущественного»; линии,
напоминающие треугольники или квадраты, говорят о болезни «белесая флегма»,
насланной демоницей мамо; светло-синий цвет говорит о болезни легких;
темно-фиолетовый цвет, темно-синий цвет и красно-желтый цвет говорят
о заболеваниях печени и тому подобное.
В
трех осенних секторах (VII-IX) появление шафранового цвета свидетельствует
о желчи в желудке; зеленоватый цвет - желчь в тонком кишечнике; подобие
мышиного помета говорит о болезни почек; подобия хайныка и свиньи указывают
на то, что вредит «хозяин местности»; подобия змеи и лягушки свидетельствуют
о проказе; подобие скорпиона свидетельствует, что вредит злой дух земли;
очертания, напоминающие облик женщины, ребенка, конечности тела, а также
молнию или факел, говорят о вреде мары и тому подобное.
Символика
трех зимних секторов (Х-ХП) в основном указывает на расстройство функций
того или иного вида физиологической энергии, что явилось причиной недуга.
Методика
обследования мочи по схеме, данной на рисунке 61, в принципе не отличается
от методики обследования, приведенной выше, только круг разбит не на
двенадцать, а на шестнадцать секторов, включающих в себя межсезонье
(см. л. 55), где доминирует стихия «земля». Сектора межсезонья отмечены
подписями к рисункам 66,70,74,78.
Несколько
отличный метод обследования мочи, приведенный также из сочинения «Лунный
царь», показан на схеме «Вершина древа, исполняющего желания согласно
трактату «Лунный царь»» (рис. 55). В этом случае стихии «огонь», «металл»,
«вода», «дерево» располагаются по основным сторонам света - соответственно,
юг, запад, север, восток. Стихия «земля», обозначенная желтым цветом,
помещается в центре и в промежуточных секторах гадательного круга. Точки
мочи, отмеченные в разных секторах, гадательного круга. Токи мочи, отмеченные
в разных секторах, интерпретируются ламой в свете зависимости стихий
от сезонов года по циклической схеме мать-сын, друг - враг. Здесь лекарь
делает вывод на основании токов, наблюдаемых в моче, которые символизируют
наклон вершины древа желания в ту или иную сторону. Это гадание связано
не с определением зловредного воздействия того или иного сверхъестественного
существа, а в основном с благополучием семьи.
Примечание:
1 В левой третьей графе (рис. 21) изображен не горный козел
- символ божества войны (см. рис. 6-7), а куст можжевельника - символ
местного божества.
2 В «Четверокнижии», дошедшем до нас в редакции Ютхокпы Младшего
(XI в.), об этой системе не упоминается, хотя тибетская историография
относит появление трактата «Лунный царь» к VIII в.
3 В трактате не говорится о том, связано или нет конкретное
время года, когда происходит такое гадание по моче, с секторами - сезонами
года.